Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Н. С. Лесков (1831—1895) и его роль в истории литературы"

"Н. С. Лесков (1831—1895) и его роль в истории литературы"

Лесков - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  3  

Максим Горький сказал, что «как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин стоять рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров». Путь Лескова в литературе был сложным и трудным. Он на чал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей-разночинцев. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка, демократизация литературной речи. Однако нечеткость позиции в обстановке острой идейной борьбы привела к тому, что Лесков очутился в лагере противников революционно-демократического движения.

Это отразилось в его рассказе «Овцебык» (1863) и в двух романах — «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870—1887). В романах (особенно во втором) содержались резкие нападки на «новых людей», что и дало основание прогрессивной критике причислить Лескова к числу «антинигилистических писателей». По поводу романа «На ножах» даже Достоевский, который сам в это время остро полемизировал с революционно-демократической идеологией, писал, что там «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества…». Однако стихийный демократизм, присущий Лескову, привел его в конечном счете к разрыву с реакционными кругами.

Проблема народа, поставленная в литературе 60-х годов, была одной из центральных в творчестве Лескова. «Я не изучал народ…— с гордостью говорил о себе писатель,— я вырос в народе». Уже в 60-е годы он был далек от идеализации народной жизни, объективно сближаясь в принципах его изображения с демократическим лагерем. Таковы «Житие одной бабы» (863) и «Леди Макбет Мценского уезда» (865) (это название должно было напомнить читателям название рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»). Создавая сложный характер Катерины Измайловой («Леди Макбет…») и сравнивая ее по силе страстей с шекспировской героиней, Лесков полемически отталкивался от «Грозы» Островского. Само имя героини, избранное Лесковым, конфликт между естественным человеческим чувством и традиционным строем патриархального купеческого быта — все это невольно напоминало Островского. Спор с драматургом был вызван иным пониманием характера взаимоотношений героини и окружающих ее жизненных обстоятельств. У Островского Катерина не несет на себе отрицательного отпечатка той среды, в которой она выросла. У Лескова же его героиня при всем ее стихийном влечении к воле, простору, любви оказывается в конечном счете зараженной пороками того самого купеческого быта, который, казалось бы, был так ей самой отвратителен и ненавистен. Для Лескова именно в этом и заключается суть трагического конфликта, который приводит его героиню к гибели. Сложное взаимодействие натуры и обстоятельств, определяющее противоречивость человеческого характера, постоянно оказывалось в центре внимания Лескова («Воительница», 1866).

В 70-е годы в творчестве Лескова возникают новые тенденции. Теперь он более критически относится к современной ему русской действительности («Смех и горе», 1887), к церкви («Мелочи архиерейской жизни», 1878).


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz