Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Испании нужен свой Вольтер"

"Испании нужен свой Вольтер"

Костер - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  3  

И какое несчастие, что с 1845 года не явилось в Испании ни одного литературного деятеля, настолько сильного, чтобы запечатлеть свое влияние на умах современников; настолько знакомого с жизнью, характером и нравами своего народа, настолько свободного от всех его суеверий, чтобы подорвать их посредством насмешки, умело возбудить разум, не оскорбляя чувства, уравновесить энтузиазм Дон-Кихота, стремящегося к невозможному, очистить через чур уж грубый материализм Санчо Пансо, умерить честолюбие Жиль Блаза с его слишком покладистой, эластичной совестью. Словом для Испании нужен свой Вольтер, если не с теми же самыми качествами, то по крайней мере с таким же или еще большим влиянием.

Он должен покорить сердца, чтобы достигнуть цели, быт понятным и принятым своими соотечественниками. Задача колоссально-трудная, но за, то и победу великую одержал бы такой писатель, если б ему удалось коснуться отзывчивых струн Испанской нации. Он возвратил бы человечеству целый народ, потому что, пока Испания остается при своем исконном мировоззрении, т. е. в состоянии добровольной умственной слепоты, до тех пор, можно сказать без преувеличения огромная масса ее народа не существует совсем.

Сентябрьская революция 1868 г. имела тот отличительный характер, что она впервые познакомила Испанию с протестантизмом, совсем не изведанным до той поры и не понятным на Пиренейском полуострове, его просто ненавидели, не стараясь даже узнать, в чем заключаются его сущность и стремления.

Во все предыдущие революционные периоды (18081814, 18201823, 18341836, 18401843, 18541856), o протестантских в догмах не возникало и речи, потому что умам, исключительно поглощенным политическими вопросами, было не до проверки своего религиозного катехизиса; к тому же, в те времена каждый счел бы величайшим оскорблением святыни всякую попытку внести хоть какое нибудь изменение в его веру, завещанную вековыми традициями.

Но после 1868 года католицизм принужден был поступиться своими неограниченными правами: новая конституция, провозгласив свободу вероисповедания, установила этой благоразумной мерой своего рода конкуренцию между различными религиозными учениями.

Интересно было наблюдать то впечатление, какое произвело в Мадриде первое открытие протестантских храмов. Мы сообщаем здесь читателю наши личные наблюдения, которые он может принять, как достоверное показание свидетеля-очевидца.

С первых же дней стечение мадридской публики было громадно, она внимательно и с жадностью прислушивалась к речам протестантских проповедников, имевших для нее всю привлекательность новизны.

Особенно велик был наплыв женщин, во много раз превосходивших численностью мужской элемент. Видимо их удивляло новое учение: привычные с детства слышать от своих патеров лишь угрозы адскими муками да легендарные повествования o житии святых угодников, они с изумлением внимали кроткому, миролюбивому учению, заключавшему в себе только правила чистой нравственности и воззвания к здравому смыслу. Главное совсем не того ожидали они: вместо горячей полемики, противоречия, может быть, оскорбления всех их религиозных чувств и верований, они услышали вдруг спокойное рассуждение, правда, несколько холодное, но за то совсем уж не подходящее к тем понятиям o протестантизме, какие внушило им католическое духовенство.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz