"Роль идеи в судьбе героев"
Страница: [ 1 ] 2
Русскую литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это “герои мировоззрения”, люди, ищущие смысл бытия, исповедующие какую-то идею. В центре внимания русских писателей оказывается человек с пытливым умом и беспокойным сердцем. Он создает теории, стремясь объяснить жизнь, но чаще всего становится заложником и жертвой своей идеи, страдая от невозможности ее реализовать или постепенно убеждаясь в ее несостоятельности.
Именно такой тип героя представлен в романах И. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. И тот и другой умели не только угадать насущные идеи своего времени, но и предсказать их последствия. И. Тургенев в образе Базарова воплотил нового человека, героя времени, нигилиста. Базаров уверенно ниспровергает авторитеты и исповедует только пользу и опыт. Он принадлежит эпохе бурного развития естественных наук и собирается именно им посвятить свою жизнь. Базаров не сомневается, что природа — это “мастерская, а человек в ней работник”, что любовь — это блажь и чепуха, что поэзия и искусство могут интересовать только “отставных” людей. До тех пор, пока герой не сталкивается с подлинными, глубокими человеческими чувствами, ему легко оставаться непоколебимым и убежденным. Однако писатель готовит для идей героя серьезные испытания. Приезжая в Марьино уже в первый раз, Базаров лично сталкивается с “отцами”, не только с их теориями и взглядами, но и с массой жизненных деталей и ситуаций. Базаров попадает к “феодалам”, но они-то живые люди и он вынужден считаться с ними, хотя внешне и выходит победителем во всех спорах. Самым же сильным потрясением для Базарова становится любовь к Одинцовой. Это сильно поколебало его взгляды и логические установки. Базаров обнаруживает романтика в себе самом, хотя и старается “не рассиропиться”. Совсем по-другому теперь ведет он себя в Марьино, по-другому оценивает жизнь и людей. Положение героя становится мучительным. Преодолеть любовь не помогает и попытка окунуться в знакомую и любимую работу. Медицина, в которую Базаров верил безоговорочно, как это ни парадоксально, становится причиной смертельного заражения. Свой земной путь герой заканчивает в родном гнезде, происходит возвращение блудного сына, сумевшего мужественно признать ошибочность своих идей и достойно встретить смерть. Базаров прошел через страдания, претерпел драму от несовпадения убеждений и многообразия самой жизни. Он стойко перенес все испытания, но неразрешимым для него остался вопрос: “Нужен ли я России?”
Не менее трагична судьба Р. Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Писателя особенно волновали появившиеся в шестидесятых годах XIX века теории “сверхчеловека”, который имеет право на преступление. Автором и защитником подобной идеи становится Раскольников. Бедность, унижение, уязвленное самолюбие, наблюдение над жизнью окружающих людей, раскрывающее картину насилия и несправедливости одних, нищеты и страдания других, — все это вызывает у героя углубленную работу мысли.
Страница: [ 1 ] 2