"Петербург Достоевского"
Страница: [ 1 ] 2
Творчество Достоевского приходится на 60-е годы XIX века, то есть на период развития капитализма в России, приведшего к обнищанию основной массы населения. Достоевский осмысливает 60-е годы. Особенно ярко это проявилось в изображении Петербурга в романе \"Преступление и наказание\". В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов. Действие романа разворачивается летом, но мы можем не искать на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. В сером Петербурге Достоевского им нет места. Исчезли из поля зрения дворцы, \"изукрашенные в зелени\" дачи, кружево оград. Перед нами предстает город грязных улочек, дворов-колодцев, огромных, сдающихся в наем домов. Вонь, грязь, духота повсюду царят на улицах. Вонь идет из распивочных, которых особенно много в этой части города. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе, огромное количество мертвецки пьяных, то и дело встречающихся в этой части города, дополняет омерзительную картину. \"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу\". Но отвратительны не только улицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те \"клетки\", в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах голодают люди, умирают их мечты, а в уме зарождаются преступные мысли. Родион Раскольников живет в каморке \"под самой кровлей высокого пятиэтажного дома\", похожей на шкаф или сундук. Здесь в его голове зарождается ужасная теория о том, что существуют просто люди и люди-сверхчеловеки, которым позволено все. Эта теория приводит его к преступлению. Раскольников говорит своей матери, что \"квартира много способствовала\" тому, что он решился на преступление. Таким образом, Петербург в романе Достоевского - это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ жизни ненормальной,
безнравственной. Преступления против человека - обычное явление в городе, так как они по большей части ненаказуемы. Так, безнаказанно господин Лебезятников избивает Катерину Ивановну, статский советник Клопшток нагло обманывает Соню и ничего не платит ей, Алена Ивановна беспрепятственно занимается ростовщичеством, обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. Не менее отвратительны образы Свидригайлова и Лужина, людей безнравственных, циничных. Лужин - делец, мерзавец, оклеветавший беззащитную Соню, самовлюбленный тиран, унижающий людей. С нескрываемым отвращением Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, который ради своей прихоти загнал в гроб Марфу Петровну, оскорбил Дунечку. В обществе, где господствуют Лужины и Свидригайловы, все строится на власти денег. \"За нищету, - говорит Мармеладов, - даже не палкой выгоняют, а метлой выметают... чтобы оскорбительнее было\".
Страница: [ 1 ] 2