"О литературе германских рун Братьев Гримм"
Страница: [ 1 ] 2
Едва ли менее ценными, чем труды Якоба Гримма, созданные им в кассельскую пору с 1816 по 1830 годы, были результаты деятельности Вильгельма Гримма. До начала 20-х годов подготовка к изданию томов сказок и преданий и забота об их печатании лежали преимущественно на нем. Но уже в 1821 году, через два года после выхода первого тома «Немецкой грамматики»- Якоба, Вильгельм опубликовал свое исследование «О германских рунах», а в 1828 году появилась еще одна работа — «О литературе германских рун». «К сочинению о германских рунах, — писал он в 1830 году, — меня подтолкнула находка в старом могильном холме, которая сама по себе была весьма сомнительна и в книге упоминается лишь как незначительное второстепенное обстоятельство».
Руны, древнейшие из известных свидетельств германской письменности, по-видимому, не местного происхождения, а где-то в начале нашей эры были произведены из латинских букв. Кипа, на древнескандинавском (исландском) гйп, означает «тайна». На германском Севере найдены особенно убедительные подтверждения тому, что руны вначале использовались для колдовства и прорицаний. В Северной Скандинавии, где латинский шрифт стал известен лишь позднее, их особенно часто использовали для надписей на надгробных камнях, в то время как в литературных рукописях они применялись редко. Тем сильнее поражают результаты исследования рун, начавшегося в Дании уже в первой трети XVII века, а в XVIII веке ставшего особенно интенсивным как в Скандинавских странах, так и в Германии. Ученые пришли к выводу, что руны были известны всем германским племенам, прежде всего в Скандинавии, включая Данию, однако, хоть и в меньшей степени, также в Англии и на Европейском континенте, в той его части, что была заселена германскими племенами.
Если в этот раздел германской филологии Вильгельм Гримм внес лишь достойный внимания вклад, то его основной труд «Германские героические сказания» является выдающимся научным достижением. Уже в журнале «Старонемецкие леса», который братья Гримм издавали с 1813 по 1816 год и заполняли преимущественно собственными статьями, правда, не встречая еще громкого отклика в ученом мире, Вильгельм Гримм опубликовал -«Свидетельство о германском героическом сказании». Кроме того, он истолковывал для читающей публики еще неизвестные древнегерманские тексты, как, например, «Золотое ожерелье» Конрада Вюрцбургского. В письме от 17 июня 1820 года Карл Лахман охарактеризовал «Свидетельство» как «доброе начало», за которым в 1816 и 1818 годах последовали двухтомные «Немецкие предания» братьев Гримм. Между тем как Якоб своим «Формообразованием» — первым томом «Немецкой грамматики» — совершил уже поворот к языкознанию, Вильгельм продолжал следовать призывам романтиков воскресить и увековечить произведения народной поэзии, в большинстве своем сохранившиеся лишь в устном предании, и отыскивать их уцелевшие источники. Он пытался систематизировать множество сохранившихся произведений древней поэзии не только немецкого, но и вообще германского происхождения и публиковал некоторые особенно захватившие его сюжеты — такие, как средневерхненемецкая поэма о «Графе Рудольфе».
Страница: [ 1 ] 2