"Человек и природа -в творчестве Гранина"
Страница: [ 1 ] 2
Человек и природа
Чем больше останется в природе нетронутых уголков, тем чище будет наша совесть.
В. Белов
Чувство природы - это самое богатое чувство. Плохо, что у многих из нас оно совершенно отсутствует. Оно несет в себе связь с землей и солнцем, с плугом и звездным небом, родным колодцем и отчим домом.
Как места тургеневские, есенинские, блоковские откликаются в душе не только естественной своей красотой, но воскрешают и обновляют мир любимых образов, так и явления неприметные, незначительные освежают память чувств, возрождают пережитое нашими соотечественниками.
Потому-то ответственность перед природой в современной литературе сливается с ответственностью перед всеми, кто творил жизнь на Земле, и перед всеми, кто будет жить после нас. Вот об этой ответственности говорит Гранин в своем романе \\\\"Картина\\\\".
Лосев, председатель Лыковского горисполкома, в московской командировке, заглянув между делом на выставку живописи, ощущает какой-то внутренний толчок от пейзажа, мимо которого прошел, скользнув взглядом. Картина заставляет вернуться к себе, вглядеться, взволноваться. Явление в выставочном зале в общем-то обычное. Однако последствие было далеко не обычное: слишком многому дал толчок \\\\"обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домами на берегу\\\\".
Искусство есть, кроме всего, узнавание. Оно тем и волнует, что каждый раз чем-то новым возвращает к духовному состоянию, пережитому ранее, пробуждает затихшие чувства. У Лосева - при каждой новой встрече с картиной - происходит как бы двойное узнавание: возвращается что-то испытанное в детстве и возвращаются сами картины детства, ибо пейзаж точно восстанавливает места, где он родился и вырос.
На картине все похоже на дом Кисловых, на Жмуркину заводь. Картина возвращает Лосева в \\\\"давние летние утра его мальчишеской жизни\\\\". То же происходит и с другими горожанами, когда Лосев привозит картину в Лыков. Каждая деталь этого пейзажа напоминает что-то особенное, близкое. Как для Лосева оживает каждая подробность: он \\\\"снова услыхал в утренней тени скрип флюгера\\\\", вспомнил, \\\\"как иод ивой, в корчаге, жили налимы, их надо было нащупать там и толкнуть вилкой\\\\", так и военком Глотов, пораженный, вдруг спрашивает: \\\\"Серега, ты помнишь, как мы тут на плотах лежали?\\\\" Картина художника обострила, высветила необыкновенную красоту той части города, которая знакома каждому и по-своему дорога каждому. Картина стала и укором, ибо подчеркивала сегодняшнюю запущенность, неблагоустроенность любимого всеми уголка.
Картина заставляет по-новому взглянуть на Жмуркину заводь. Жмуркина заводь - душа города, \\\\"сохраненная красота\\\\", заповедник детства и юности: ребята \\\\"там и первую рыбу вылавливали, и первый раз в реку входили\\\\", и \\\\"молодыми там вечерами песни пели\\\\", \\\\"и целоваться учились...\\\\".
Страница: [ 1 ] 2