"Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Генриха Гайне"
Страница: [ 1 ] 2
Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гайне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа.
Творческое наследие Гайне проникнуто гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемичный талант публициста сделали идеи Гайне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара.
Но творческая личность Гайне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялось романтичное направление, которое повлияло на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гайне с захватом слушал блестящие за формой и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма. Но он не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихотворения, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. В нарушение идейно эстетичные законы немецкой романтичной школы выдавать желаемое за действительность, Гайне выразил в статье мнение о том, что Германия свободна.
В своем поэтическом творчестве Генрих Гайне пошел значительно дальше немецких романтиков. Самыми весомыми произведениями двадцатых годов, которые поставили Гайне в передовые ряды тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Путейские картины».
Сборник «Книга песен» занял важное место не только в творческом наследии Гайне, но и сыграл важную роль в развитию всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гайне пролагал своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра.
«Книга песен» являет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой — темой любви. Но величие Гайне-поета заключается в том, что в интимно-лирической тематике сборника он сумел отбить действительные черты своего современника — молодого человека десятых-двадцатых годов XIX века, который оппозиционно относится к действительности. На это повлияла и личная драма Гайне: его любимая видела в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социальное звучание. История любви в произведениях Гайне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стихотворение «Лирическое интермеццо».
Стихотворения, которые вошли в «Книгу песен», создавались в течение около десяти лет. Они являются наглядным примером развития миропонимания и усовершенствования художественного мастерства Гайне. Все острее и глубже звучат в его произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора изменяются и черты лирического героя. Он живет в реальном мире, но чувства его овеяны светлым и радостным колоритом.
Автор вроде бы убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что при любых социальных условиях человек хочет счастья. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая печаль безответной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихотворений.
Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическую, потустороннюю любовь, а утверждает идеал земной любви во всей его жизненной красоте.
Страница: [ 1 ] 2