"Некоторые аспекты творчества Вампилова"
Страница: [ 1 ] 2
С 60-х годов драматургия, все активнее охватывая реальное многообразие жизненных коллизий времени, продолжает углубленное художественное исследование нравственной проблематики, духовного мира современного человека. Преобладающее место в репертуаре театров начинает занимать бытовая психологическая драма, обращенная преимущественно к сфере личной жизни человека, сосредоточенная на выявлении его душевных переживаний.
Однако острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха — он достигался лишь тогда, когда, опираясь на традиции предшественников, авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремясь к обогащению и развитию эстетики драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических аспектов и коллизий. В этом плане примечательно творчество А. Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным явлением в драматургии 60-х — начала 70-х годов (хотя их сценическая жизнь фактически началась только после смерти талантливого драматурга).
Драматургическое наследие Вампилова сравнительно невелико — всего четыре многоактных и три одноактных пьесы. Но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать «театром Вампилова». Существенно, что в его драматургии резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимаются до уровня подлинно философского художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений автор идет к исследованию процессов, к выявлению важных социальных коллизий времени.
Главное достижение Вампилова — сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Каждый из его героев имеет свою сложную жизненную психологию, свои склонности, свой тип мышления, свое понимание мира. Особый интерес драматург проявлял к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в сложной действительности. Так, сложными и психологически мотивированными путями идет к обретению духовной цельности студент Бусыгин — герой пьесы «Старший сын» (1967). Тема отвергнутой любви сменяется здесь темой семьи, родного крова, решенной в форме своеобразной философской притчи. Ситуация, с которой начинается действие «Старшего сына», дана как результат случайности, но случайности оправданной, драматургически подготовленной.
Тонким психологом выступает Вампилов и в драме «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Пристально следит художник за поведением действующих лиц, за развитием характера Валентины и поступками Шаманова. Окончательные решения вынесены за рамки сюжета, но очевидно, что для следователя Шаманова, растерявшегося перед жизненными трудностями, не все потеряно, для него возможно возрождение. Выстоялав первой Жизненной катастрофе Валентина, выстояла благодаря своей чистоте, твердости духа и большой воле.
Страница: [ 1 ] 2