"Своеобразие поэзии В. Я. Брюсова"
Страница: [ 1 ] 2 3
В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление — символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в своей поэзии особое внимание уделял символу, \"туманной неясности\", полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников, что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые искания человека, стоящего на рубеже двух веков. О своеобразии его поэтического мира можно судить по тому, как описывает поэт сам процесс творчества:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые ручки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
\"Кто из художников не знает, что в эти моменты в его душе родятся самые фантастические картины, — писал Брюсов. — С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, к самым неестественным преувеличениям...\" Само понятие символизма поэт определил как \"поэзию оттенков\" в противоположность прежней \"поэзии красок\".
Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление \"вызвать в душе читателя совершенно особые движения\", которые он называл \"настроениями\". В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать \"поэзией оттенков\", \"выразить тонкие, едва уловимые настроения\" и тем самым \"как бы загипнотизировать читателя\".
Поэта всегда волновали события современности. В его душе неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования, происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала урбанистическая тема.
Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот \"коварный змей с волшебным взглядом\" притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный \"стальной\", \"кирпичный\", \"стеклянный\" город является центром науки, искусства и прогресса:
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках...
Можно сказать, что Валерий Брюсов, обеспокоенный судьбой и жизнью города, считавший, что тот, совмещая все ужасы цивилизации, сам \"подымает\" над собой \"нож, с своим смертельным ядом\", отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра:
Я люблю большие дома
И узкие улицы города, —
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Страница: [ 1 ] 2 3