"Отрицание буржуазного мира в поэзии Шарля Бодлера"
Страница: [ 1 ] 2 3
«...Этот король поэтов, настоящий бог», — такими словами восторженно охарактеризовал Шарля Бодлера лидер мирового поэтического авангарда А. Рембо. Трудно, найти поэта, который бы так много сделал для радикального обновления поэтического сознания, как Шарль Бодлер. Он, по словам П. Валери, «вернул... поэзии ее суть». Его называют поздним романтиком и предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов, сторонником имморализма и декаданса. Шарль Бодлер синтезировал достижения Эдгара По и парнасцев, обогатил поэзию, несмотря на то что его оригинальность стала причиной острого конфликта с французским обществом, с непосредственным окружением.
Главное произведение Бодлера — сборник стихотворений «Цветы зла», над которым он работал на протяжении почти всей жизни. Книга появилась на свет в 1857 году, когда с демократией в стране было покончено, господство крупной буржуазии было закреплено в диктатуре Луи Бонапарта, а затем в империи Наполеона III. В такие времена книга неизменно должна была вызвать отпор всех мракобесов страны, в том числе и правительства. Так и случилось. Министерство внутренних дел возбудило уголовный процесс против автора и издателя. Был издан приказ арестовать остатки тиража, но книга уже разошлась, а громкий процесс способствовал еще большей популяризации книги и ее автора. Мятежный дух сборника сразу почувствовали читатели.
Сборник «Цветы зла» создавался поэтом на протяжении всей его жизни и вобрал в себя самое лучшее из его поэтического наследия. «Цветы зла» — целостное произведение, в котором части и отдельные стихотворения органически связаны. Книга имеет посвящение, вступление и состоит из шести циклов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт» и «Смерть». Все циклы объединены по проблемно-тематическому принципу.
Бодлер и его пессимистическая поэзия были порождением эпохи, когда нищета и подавленность одних, испорченность и развращенность других классов достигают своего апогея, а между тем над этою бездною «зла», из которой несутся одуряющие запахи его ужасных «цветов», не светит уже маяк надежды. Неудавшаяся революция 1848 года и последовавший за нею государственный переворот 2 декабря погасили этот светоч и водворили над Францией и над всей Европой удушливый мрак тоски и отчаяния.
Бодлер был выразителем духа своего времени. Скорбный взор поэта видит идеал уже в каком-то неопределенном туманном отдалении, на высоте, почти не доступной человеку... Отсюда те безотрадные картины, которые Бодлер дает нам в своих «Цветах зла».
Осуждение сопровождает каждый шаг поэта, он бедствует и страдает от преследований кредиторов. Несмотря на такие ужасные условия существования, Бодлер продолжает работать над «Цветами зла», создает небольшие стихотворения в прозе, переводит произведения Эдгара По, пишет художественное исследование о влиянии наркотиков на воображение — «Искусственный рай», а также многочисленные критические эссе. Главной причиной осуждения книги было, несомненно, ее заглавие, дававшее повод думать, что автор сочувствует изображаемому в ней злу, искренне считает «цветами» (хотя цветы бывают разные) все нарисованные в ней ужасы.
Страница: [ 1 ] 2 3