"Тема революции и гражданской войны у М. Булгакова"
Страница: [ 1 ] 2
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но и изменили жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна, по своей сути, любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое самим автором, уже в романе А. Фадеева “Разгром”. Философски осмыслил суть событий в России начала века многие годы спустя Б. Пастернак в своем романе “Доктор Живаго”. Во многом близок к творчеству Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, — М. Булгаков. Мне хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе “Дни Турбиных”.
Булгаков узнает о том, что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началу работы над романом “Белая гвардия”, а уже потом из романа родилась пьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М. Булгакова от жизни в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918—19 годов, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы — дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом Булгаковых на Алексеевском спуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами героев — близкие писателю люди. Дом Турбиных — это центр, средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже в самое трудное время стараются их сохранить. В пьесе “Дни Турбиных” возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных, разрушает его привычный уклад. Емким символом в пьесе становятся не раз упоминаемые Лариосиком “кремовые шторы” — именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится по “кольцевому” принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся то рабочий кабинет украинского гетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; то штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; то вестибюль Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели дома оказываются перед нелегким выбором.
Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. Елка в доме, крещенский сочельник 19-го года. В город входят красные войска.
В действительности два этих события не совпадали по времени — красные войска вошли в город позже, в феврале, но М. Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была елка, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира.
Страница: [ 1 ] 2