"Творчество Арагон в период Второй Мировой Войны"
Страница: [ 1 ] 2
В 30-е годы Арагон овладевал искусством построения реалистического романа, сложным искусством реалистической типизации, отражения в образе частного и общего, семейного и общественного, личного и эпохального. Правда, порой связи того и другого еще внешни, схематичны, нередко доминирует привычный, хорошо знакомый писателю материал, сохраняющий и трафаретные формы выражения. Но в общем романы «Реального мира» — уже высокая ступень проникновения в «национальную почву с ее особенностями».
Тотчас же по вступлении Франции в войну с Германией Арагон был мобилизован и направлен в полк «подозрительных», в котором находились бывшие бойцы Интернациональных бригад в Испании, люди, известные своими симпатиями к СССР. Арагон принимал участие в боях и был награжден. После подписания Компьенского перемирия он поселился на юге Франции, в зоне, которая первоначально не была оккупирована.
Когда гитлеровцы оккупировали Францию, Арагон включился в Движение Сопротивления. На юге Франции он становится одним из организаторов нелегальной антифашистской печати, в частности подпольного издательства «Французская библиотека». Арагон активно участвует в борьбе и своей патриотической публицистической деятельностью. Так, в начале 1942 года по заданию коммунистической партии он пишет брошюру «Свидетель мучеников». Брошюра распространялась подпольно и использовалась как агитационный материал; сам Арагон высоко ценил ее. Это был рассказ о преступлениях гитлеровцев, расстрелявших осенью 1941 года группу французских заложников. В брошюре Арагона впервые возник образ героя Франции, патриота.
В годы второй мировой войны Арагон написал много стихотворений, несколько поэм и публицистических произведений, работал над рассказами, вошедшими в сборник «Рабство и величие французов» (1945), и очередным томом цикла «Реальный мир» романом «Орельен» (1944). Но годы войны были для Арагона-г—как и для французской литературы Сопротивления в целом — периодом преимущественно поэзии.
Арагон сознательно, целеустремленно работает теперь над поэзией национальной. Он углубляет, конкретизирует выдвинутые им ранее общие положения о фр-шпузской форме социалистического реализма. Арагон призвал отбросить «предрассудки мирного времени, колпак чистой поэзии, словесный убор сюрреализма»; «когда возрождается национальная поэзия… вновь обретают блеск… наши старые эпопеи». Исследование французских национальных традиций, от «Песни о Роланде» до Аполлинера, убеждает Арагона в их богатстве и жизненности. В противоположность сюрреалистическому нигилизму Арагон теперь утверждает необходимость национальной, связанной с традицией поэтической формы, доказывает «национальный характер рифмы», пишет статью о «рифме в 1940 году».
Образ Родины возникает в первых же стихотворениях первых сборников военного времени — «Рана в сердце» (вышел в 1941 году, написан во время «странной войны» и после разгрома французской армии, летом — осенью 1940 года) и «Глаза Эльзы» (написан с конца 1940 по начало 1942 года,опубликован в Швейцарии в 1942 году).
Страница: [ 1 ] 2