"Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева"
Страница: [ 1 ] 2
В 1905 году был написан рассказ «Христиане», в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. «Христиане» были сильным ударом по царскому суду, а попутно и по церкви. Понятен интерес автора «Воскресения» к этому рассказу.
Значительное место в творчестве Л. Андреева занимают произведения, в которых показаны судьбы людей, задыхающихся в тесной клетке жизни или занятых поисками истины и справедливости. Таков его первый рассказ «Баргамот и Гараська», восторженно встреченный М. Горьким, которому было близко в нем глубокое сочувствие молодого писателя к обездоленному, брошенному на дно жизни человеку. Однако, будучи тематически близким к горьковским рассказам о босяках, «Баргамот и Гараська» существенно отличаются от них концепцией человека: пьяница и бродяга изображен здесь слишком приниженным, несчастным, лишенным гордой независимости горьковских героев.
Глубоким гуманизмом проникнуты рассказы «Гостинец» и «В подвале» (1901). Искренне волнует судьба десятилетнего «мальчика» в парикмахерской — Петьки («Петька на даче», 1899), не знающего даже самых бесхитростных радостей детства, как не знали их маленькие труженики в «Плаче детей» Некрасова, в произведениях Г. Успенского, Чехова, Короленко, Горького, Серафимовича, Франко, Тесленко и других писателей. Трудная жизнь Петьки, над которым ежедневно «висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» — сделала его маленьким, сморщенным старичком.
С горьким состраданием пишет Л. Андреев о двенадцатилетнем Мише, который, по иронии судьбы, служа в типографии, не умел читать («Книга», 1901). Беспросветная жизнь бедняков, с одной стороны, и лицемерие «культурного общества», с другой, подчеркнуты выразительной деталью: Миша, надрываясь от непосильного груза, разносил тюки книги, которая называлась «В защиту обездоленных». Многозначительно в рассказе и замечание о том, что в типографии старых наборщиков не было, молодые же кашляли и выплевывали темную слюну. Невольно вспоминаются подсчеты Боброва в «Молохе» Куприна и слова Горького в романе «Мать»: «Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал».
В изображении простых людей, обитателей городских трущоб заметна неподдельная симпатия писателя к ним, глубокая задушевность, нередко скорбь, ибо судьбы его героев, как правило, драматичны.
Очень грустен взгляд Андреева на жизнь бедняков в рассказе «Ангелочек» (1899). Хрупко счастье, говорит автор этим рассказом. Мечта лишь на миг может осчастливить человека. Но для того, кто на неуловимо короткое время увидел хотя бы призрак счастья и снова потерял его, жизнь становится невыносимой. Забыв о горькой доле, любуются двое — отец и его маленький сын — изящной фигуркой воскового ангелочка. Так и уснули они с улыбками счастья на лицах.
Страница: [ 1 ] 2