Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева"

"Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева"

Андреев - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ «Бездна». Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими пьяницами. Протест общественности вызвало подчеркнутое изображение человека как раба животных инстинктов.

Эта концепция человека в творчестве Андреева будет все больше утверждаться, отдаляя его от демократических и гуманистических традиций русской литературы. С «Бездной» связан следующий отзыв Горького об Андрееве:

* «Животное в нем всегда, и всегда оно понуждает его отрицать, бороться с человеческим — чистую, поэтически настроенную девушку велит изнасиловать, революционера свалить в грязь, человека вообще нарисовать пошлым, мелким, бессильным».

Однако современники свидетельствуют и о другом высказывании Горького в связи с шумом вокруг этого же рассказа: «Мещанину в морду дали, потому он и ругается». Рассказы, подобные «Бездне», дали повод для упреков писателю и грустных раздумий относительно перспектив его творчества. Не случайно Горького обрадовал рассказ «Иностранец», появившийся после «Бездны»: «Леонид написал рассказ, позволяющий думать, что сей Леонид желает идти по новой тропе».

Искренне желал Андрееву идти по демократической тропе и видный критик того времени Н. К. Михайловский. Однако и у него некоторые произведения Андреева вызвали тревогу за будущее писателя. Таков рассказ «Ложь» (1900), который был определен критиком как «что-то вроде монолога душевнобольного». Люди не в состоянии понять, где правда, где ложь,— такова идея рассказа. Его герою во всем чудится ложь. Он убивает возлюбленную, решив, что она воплощение лжи, но вдруг его снова охватывает сомнение, переходящее в уверенность, что убил он — правду. «Спасите меня!» — так кончается этот бредовый монолог «рыцаря правды».

Кошмарные картины безвыходно страшной жизни нарисованы в символическом рассказе «Стена» (1901). Центральный образ рассказа — темная, глухая, мрачная стена — предельно обобщенный символ всего, что стоит преградой на пути человека к светлой жизни. Так определил идею рассказа сам автор, так понял произведение Горький, назвав его «чудовищно хорошим», Так его трактует и современный исследователь творчества Андреева Л. Афонин, считающий, что рассказ заключает в себе трагедию борьбы и мятежный протест.

Однако концепция рассказа вызывает и чувство сопротивления. И по-своему прав Н. Жегалов, который, возражая Л. Афонину, пишет:

* «Но какой же там протест? В рассказе «Стена» все человечество изображено как огромное скопление дегенератов и прокаженных… Специфически декадентское стремление дискредитировать человека проявилось здесь в форме нелепого и безвкусного гротеска». Вот одна из кошмарных сцен в рассказе: голодные пожирают повешенного — «Напирая один на другого, царапаясь и кусаясь, они облепили труп… и грызли его ноги, и аппетитно чавкали и трещали разгрызаемыми костями».


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz