"Жюль Верн и географ Элизе Реклю"
Страница: [ 1 ] 2
Жюль Верн высоко ценил замечательного географа Элизе Реклю. Ученый, обладавший громадной эрудицией, неутомимый путешественник, талантливый публицист, общественный деятель и революционер анархистского толка, он был бесстрашным борцом Коммуны и избежал смертной казни только благодаря петиции, подписанной крупнейшими учеными разных стран. Реклю всегда был желанным гостем на улице Жакоб, 18. Он выпустил у Этцеля «Историю ручья» и «Историю горы», научно-популярные книги, признанные ло справедливости классическими образцами этого жанра. Выдающийся труд Реклю — «Новая всеобщая география» (1876—1894) позднее послужил Жюлю Верну настольной книгой, откуда он черпал обильный фактический материал для «Необыкновенных путешествий».
Преследования коммунаров и массовые судебные процессы продолжались до конца года. Среди сосланных на «вечную каторгу» в Новую Каледонию были люди, к которым Жюль Верн относился с искренним уважением:
Переживания «грозного года» не прошли для Жюля Верна бесследно. Его романы, написанные после „Коммуны, проникнуты благородной тенденциозностью: осуждение захватнических войн, милитаризма, колониальных грабежей, расовых предрассудков сочетается в них с утверждением демократических идей. Писатель убежден в необходимости свободного развития и мирного сосуществования равноправных народов. Его общественные идеалы воплощались обычно в форме аллегорической утопии, напоминающей пророчества провозвестников французского утопического социализма («Пятьсот миллионов, бегумы», «Таинственный остров», «Гектор ‘Сервадак» и др.).
…Уже в июне Этцель возобновил издательскую деятельность. Когда Жюль Берн показал ему рукопись «Дяди Робинзона», издатель посоветовал «бросить все это и начать с начала». Прежде чем взяться за коренную переработку этой «бледной робинзонады», писатель решил осуществить еще один замысел, возникший совершенно неожиданно при чтении статьи Вивьена де Сен-Мартена в географическом журнале «Тур дю Монд» («Вокруг света»).
Ученый доказывал возможность кругосветного путешествия за восемьдесят дней, если к услугам путешественника будут самые усовершенствованные виды транспорта и ему не придется потратить ни одного часа на ожидание. В статье был намечен примерный маршрут с расчетом времени на отдельных участках пути. Практическая трудность заключалась только в том, что расписание железнодорожных и пароходных линий не было приспособлено к такому жесткому лимиту времени.
Жюль Берн тщательно проверил все расчеты и пришел к выводу, что даже в пределах установленного срока путешественнику можно дать несколько дней на непредвиденные задержки. «В редкие часы досуга я готовлю рассказ о путешествии, проделанном с максимальной быстротой, какая только возможна в наше время»,— писал он отцу в конце 1871 года. Но Пьеру Верну не суждено было насладиться новым триумфом своего сына. Получив извещение о его тяжелой болезни, Жюль Берн в тот же день поспешил в Нант и… застал отца уже мертвым. Оборвалась самая прочная нить, связывающая его с родным городом.
Страница: [ 1 ] 2