"Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы"
Страница: [ 1 ] 2 3
Первые романтические исторические повести связаны с именами декабристов. В ранней прозе А. Бестужева устойчив интерес к русскому средневековью. Здесь выделяются две темы — ливонская и чисто русская. Вторая из них посвящена событиям, отражающим борьбу Новгорода с Москвой. Ярким ее образцом стала повесть \"Роман и Ольга\", оказавшая сильное воздействие на писателей-романтиков, обращавшихся к той же или сходной исторической эпохе.
Для исторического повествования А. Бестужев выбирает сюжет, кратко изложенный в \"Истории...\" Карамзина. Такой выбор продиктован желанием следовать правде истории. Писатель намеренно брал конкретное историческое событие, стремясь быть документально точным. Это позволяло Бестужеву, как думал он, предельно верно воссоздать исторический колорит: нравы народа, мысли, чувства, желания героев, особенности их поведения и языка. В послесловии к повести писатель сослался на документальность своего повествования: \"Течение моей повести заключается между половинами 1396 и 1398 годов (считая год с 1 марта, по тогдашнему стилю). Все исторические происшествия \"и \"лица, в ней упоминаемые, представлены с неотступною точностью.уа нравы, предрассудки и обычаи изобразил я, по соображению, из преданий и оставшихся памятников\". В доказательство \"неотступной точности\" Бестужев ссылался на сочинения Н. Карамзина, Е. Болховитинова и Г. Успенского. Читатель должен был поверить, что автор основывается на подлинных документах и свидетельствах. Он убеждался, что действие повести строго приурочено к определенному времени, а \"нравы, предрассудки и обычаи\" извлечены \"из преданий и оставшихся памятников\". Однако их Бестужев \"изобразил... по соображению\", то есть следуя вымыслу, фантазии, своей художественной интуиции, но поверяя ее теми же историческими фактами. Таким образом, он пытался соединить два начала — показания истории и художественный вымысел, восходящий опять-таки к подлинным документам. Все это, по мне нию писателя, обеспечивало повествованию историческую достоверность.
Однако освещение исторического прошлого у Бестужева сильно романтизировано. Намерение воспроизвести эпоху \"неотступно точно\" вступило в противоречие с декабристским пониманием истории. В конфликте между Новгородом и Москвой все симпатии декабриста были заранее отданы Новгороду и его свободолюбию. Москва изображалась угнетающей и неправедной стороной. Она посягала на свободу Новгорода. В угоду прославления новгородской вольницы Бестужев искаженно толковал исторические факты. Карамзин, например, писал о \"корыстолюбивом новгородском правительстве\", о том, что отдельные части Новгорода \"с охотой\" и \"дружелюбно\" встречают московское войско. Бестужев, напротив, идеализирует вече, подчеркивает единство новгородцев, не желающих признавать власть Москвы. Хотя новгородцы спорят о том, воевать ли им с Василием Дмитриевичем или сдаться на милость сильного противника, Москва для тех и других остается врагом, а ее притязания — грубым покушением на независимость и древние обычаи.
Страница: [ 1 ] 2 3