"Проблема нравственной свободы в современной прозе"
Страница: [ 1 ] 2 3
Кто научился думать,того полностью
лишить свободы нельзя.
Вл.Дудинцев.
Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются книги-\"друзья\", что делают нас лучше и умнее. Я смогла бы по пальцам пересчитать такие. Из классики- \"Война и мир\", \"Тихий Дон\", некоторые повести А.Куприна. Из современной литературы -\"Доктор Живаго\" Б.Пастернака, \"Белые одежды\" В.Дудинцева, \"Факультет ненужных вещей\" Ю.Домбровского, \"Жизнь и судьба\" В.Гроссмана. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что во всех разных произведениях есть нечто общее. Герои их трудно обретают нравственную свободу и нелегко делают нравственный выбор.
Долгие годы ищут свой путь в жизни Пьер Безухов и Андрей Болконский. Мечется в борьбе Григорий Мелехов, платя свой и чужой кровью. Мучительно приходит к осознанию научной истины и своего долга Федор Дежкин из \"Белых одежд\". Эти и другие герои обретают внутреннюю свободу только тогда, когда делают свой жизненный выстраданный выбор. В этом сочинении я смогу высказаться только о некоторых героях романов Домбровского и Гроссмана.
В романе \"Факультет ненужных вещей\" много действующих лиц. Больше всего меня поразил бывший археолог Георгий Николаевич Зыбин. Уже то, что он мыслит, анализирует действительность, есть протест против сталинского режима. Как и миллионы,
он безвинно попадает в заключение. В тюрьме, кажется, человеку труднее всего размышлять. Но для некоторых, оказывается, наоборот. Лишившись внешней свободы, они обретают огромную внутреннюю, потому что жизнь перед ними предстает по-иному.
Сменяются следователи, идут утомительные допросы, сыплются угрозы. Но Зыбин ломает хитроумные ловушки палачей, опровергает их догмы, доказывает, что, попирая права человека на мысль, совесть, достоинство, система превращается в \"факультет ненужных вещей\". Арестант Зыбин бросает вызов всему караульному аппарату. Выстоять ему помогает тот выбор, который он сделал: лучше умереть, чем изменить своим нравственным принципам. И еще он думает о суде потомков над его временем и над ним лично. Что же, мы, нынешние \"судьи\", выносим свой приговор:
\"Подсудимый Зыбин полностью оправдан. Он немногий из тех, кто достоин носить высокое звание Человека!\".
Еще более широко и обобщенно тему свободы и необходимости исследует Василий Гроссман. Роман \"Жизнь и судьба\" огромный и по объему, и по количеству действующих лиц, читается удивительно легко и быстро. Автор рассматривает события, будто с высоты птичьего полета, но у него зоркие глаза орла, которые видят каждое движение души героев.
Критики отмечают, что писатель продолжает традиции, заложенные \"Войной и миром\". Из советских романов, пожалуй, лишь \"Тихий Дон\" превосходит масштабностью произведение Гроссмана.
Следует также иметьввиду, что оно осталось незавершенным.
Страница: [ 1 ] 2 3