"Творчество Ч. Айтматова"
Страница: [ 1 ] 2
( краткий литературный обзор )
Чингиз Айтматов (род. в 1928 г.) - одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.
Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: \"Джамиля\" (1957), \"Тополек мой в красной косынке\" (1961), \"Первый учитель\" (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее. Сам автор говорил: \"... в \"Первом учителе\" я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах\".
Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В.Панкин, что \"уважать учителя- эта наука почему-то дается труднее других\".
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни ( \"Прощай, Гульсары!\"),
предания, мифы, легенды (\"Белый пароход\", \"Пегий пес, бегущий краем моря\"). От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений.
Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. \"Джамиля\", \"Верблюжий глаз\", \"Тополек мой в красной косынке\", \"Первый учитель\"- произведения первого этапа. Второй образуют повести \"Материнское поле\" (1963 г.) и
\"Прощай, Гульсары!\" (1966г.). Третий же начинается с \"Белого парохода\" ( 1970 г.). Это также \"Ранние журавли\", \"Пегий пес, бегущий краем моря\" и роман \"Буранный полустанок\". \"Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие- вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям\",- пишет исследователь творчества писателя Г.Грачев.
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни.
Страница: [ 1 ] 2