"Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века."
Страница: [ 1 ] 2
Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Всё издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики этого начального периода - природа и любовь.
В 1894 г. появляется стихотворный сборник «Под северным небом». Характерные мотивы двух этих книг - гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение. Поэт отрицает «красоту богов Эллады» и противопоставляет ей единственную подлинную красоту «любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого Христа».
Важнейший мотив всей лирики Бальмонта - сон. В сборнике «В безбрежности» поэт впервые пробует отодвинуть реальный мир на задний план и позволить сновидению восторжествовать над призрачностью бытия. Мотив упоения «загадочными снами» «на алмазном покрове снегов, // под холодным сияньем луны», встретившийся в «Под северным небом», стал господствующим в этом сборнике. В 90-е годы отличительными чертами бальмонтовской поэзии являются субъективизм, культ мимолетности, прихотливая изменчивость настроений. Мимолетность, быстрое течение мгновения, мига, вообще становится центральной темой лирики этого периода. Бальмонт утверждает бесстрастие как первую ступень выделения и самоутверждения самоценной личности. Его душа «холодна», мечты - «безмолвны», он - «дух бесстрастный», его сердце «только в себя невозвратно влюблено». Он зовет «за пределы предельного», «от грани тесной в мир чудесный, к неизвестной красоте».
После встречи с Брюсовым поэт примыкает к кружку символистов. В этот период Бальмонт зачитывается Бодлером и Эдгаром По, что оказало сильнейшее влияние на все его последующее творчество.
Новым этапом в творчестве поэта стал сборник «Горящие здания». На смену уныло-сумрачному настроению первых книг приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение, на смену тоскливой жалобе - гимн бытию. Сам поэт в одном из предисловий так охарактеризовал этот резкий поворот в своем творчестве»: «Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу».
Сборник начинается стихотворением «Крик часового», в котором очевидна смена символов поэта. «Проснитесь!» -восклицает часовой в стихотворении. Таким образом, поэт отказывается от главного символа предыдущей лирики - сна. В сборнике также происходит отказ и от других символов и особенностей поэзии : излишней возвышенности слога ( «Я устал от нежных снов, // От восторгов этих цельных // Гармонических пиров // И напевов колыбельных. // Я хочу горящих зданий, //Я хочу кричащих бурь!»), символа полночи («В сердце моем - полночи нет»). На смену усталому,
меланхоличному герою предыдущих сборников здесь приходит цельная вольнолюбивая личность, устремленная к «свету», «огню», «Солнцу». Эти слова становятся основными символами в поэзии Бальмонта. А излюбленным образом становится сильный, гордый и «вечно свободный» альбатрос.
Страница: [ 1 ] 2