"Литературная сказка — эпос доброты"
Страница: [ 1 ] 2
Литературная сказка, то есть сказка не фольклорная, а написанная определенным автором, во многом схожа с народной сказкой, даже если она не обращается к классическим сказочным сюжетам и обходится без привычных сказочных персонажей вроде бабы-яги, без чудес в духе скатерти-самобранки. И действие литературной сказки разворачивается чаще не в \"некоем царстве, некоем государстве\", а в обычной квартире современного города или на ферме да притом не \"некогда\", а в наше время. И все же, несмотря на различия, бросающиеся в глаза, многое сближает народную и литературную сказки. Оно и понятно: ведь обе они порождены устным словом. Сказка — это то, что один человек рассказывает другим. Народные сказки в течение сотен лет передавались из уст в уста, это общеизвестно. Но любопытно, что и литературная сказка тоже часто складывается как устный жанр.
Тому есть множество примеров. Прежде всего, конечно, Льюис Кэрролл. Все знают, что \"Алису в Стране чудес\" он сначала рассказывал, а лишь потом написал. И Ганс Кристиан Андерсен, который только в девятнадцать лет пошел в школу и научился грамоте, — задолго до этого рассказывал всем свои сказки. Да и Астрид Линдгрен свою первую сказку про Пеппи Длинный чулок рассказывала дочке по вечерам, а затем по ее просьбе записали...
Вот именно так, как устное слово, даже, точнее, как игра, родилась и повесть-сказка Алана Александра Милна \"Винни-Пух и все-все-все\". В доме был мальчик, маленький Кристофер Робин, который любил играть. У него появились первые игрушки. Винни-Пух, например, этот удивительный плюшевый медвежонок, поселился у Кристофера Робина, когда мальчику был всего год. Потом ему подарили ослика Иа-Иа, который потерял хвост, и поросенка Пятачка. Таким образом Винни-Пух больше не был одинок, у него появились товарищи, и между ними установились дружеские отношения. А значит, стали случаться всякие происшествия. Однако папе Кристофера стало казаться, что у Винни-Пуха слишком маленькое общество, и тогда он придумал еще двух персонажей для тех событии, которые разыгрывались вокруг медвежонка: Сову и Кролика, но в тех историях, которые вся семья рассказывала Кристоферу, они были вполне реально действующими героями. Потом лапа купил еще две игрушки, чтобы Винни-Пух не скучал, — тигра по имени Тигра и Кенгу с детенышем Ру. Место действия для всех приключений Винни-Пуха и его друзей тоже определилось чисто семейными обстоятельствами: события, описанные в повести, развернулись на ферме, купленной Милнами.
Для Алана Александра Милна сочинение рассказов не было баловством, досужим занятием или, как сейчас сказали бы, хобби. Милн был профессиональным литератором, автором известных в то время детективов, драматургом, чьи пьесы шли в театрах. Но из всего его большого литературного наследства испытание временем выдержали только книжки про плюшевого медвежонка Винни-Пуха и стихи.
Ведь домашняя вечерняя сказка, которую папа-писатель рассказывает своему сыну, укладывая его спать, на глазах читателя перерастает в увлекательное приключение и выходит из подчинения рассказчика (он даже пропадает — в начале повести его разговоры с сыном выделены курсивом, потом этих вставок больше нет).
Страница: [ 1 ] 2