"Антивоенный пафос в творчестве писателей XX века"
Страница: [ 1 ] 2
XX век принес человечеству возможность осознания себя единым целым, или невиданный раньше технический прогресс. Но кроме этого именно оно породило новое ужасное явление – мировые войны, трагедии впечатляющего масштаба, которые затрагивали сразу сотни миллионов людей. Вполне естественно, что это нашло отображение в творчестве многих писателей, особенно из тех стран, которые непосредственно принимали участие в этих войнах.
Прогрессивные писатели прошлого также неоднократно обращались к теме войн, но именно в XX веке эта тема стала актуальной, как никогда, и антивоенный пафос достиг невиданной прежде силы. Тем не менее, действительно антивоенными произведениями следует все-таки считать не те, где воспевают героизм победителей и победу над конкретным врагом, которая изображается воплощением зла (эту ошибку делают – очень часто), а именно те, где осуждается война как явление вообще, где ее жестокости противопоставляются принципиально другие ценности: милосердие и гуманизм, пусть даже непосредственные события войны там обходят, а внимание авторов сосредоточено на последствиях трагедии.
Что страшнее — необходимость рисковать собственной жизнью с оружием в руках или оказаться потом представителем «утраченной генерации»? С этой проблемой мы встречаемся в романе немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «Три товарищи». Его герои попадают на войну восемнадцатилетними юношами – она перечеркивает весь их прошлый опыт, и возвращение к мирной жизни, о которой они так мечтали, Ленцу, Кестеру и Робби приносит лишь новую грусть. Они оказываются лишними в обществе, в котором живут. Даже по окончании военных действий война дает о себе знать – кто-то умирает от возникшей из-за нее болезни, как Патриция, другие продолжают страдать от телесных и душевных ран. Уходят из жизни люди, продолжают ломаться опустошенные войной души.
Последняя тема глубоко раскрывается в творчестве другого немецкого писателя — Генриха Белля в сборнике «Подорожный, когда ты придешь в Спа…», «Где ты был, Адам?» и других. Война в его изображении – что-то абсурдное: это когда вчерашний школьник, а ныне солдат, без рук и без ноги оказывается в госпитале, расположенном в бывшей гимназии, и сам не понимает даже, за какие идеи воевал. Похожие эмоции ощущают герои американского писателя Эрнеста Хемингуэя в романе «Прощай, оружие!», хотя причина этого немного другая: они стараются убежать от войны, которую их сознание не позволяет принять. Генри избирает этот путь не потому, что он трус – война кажется ему бессмысленной: то его несправедливо награждают медалью, то так же несправедливо собираются расстрелять. Бросая оружие, он высказывает протест против войны, а когда его любимая умирает, Генри теряет надежду на будущее. Мир найти невозможно, война живет в душах людей, она – везде.
Похожие мотивы можно найти и у Вильяма Фолкнера («Солдатское вознаграждение») или у Джона Дос Пассоса («Три солдата») и многих других. Герой французского писателя Робера Мерля, сержант Жульен Майя («Викенд на берегу океана») тоже видит лишь бессмысленность войны: «…не существует войн справедливых, или войн священных, или войн за правое дело.
Страница: [ 1 ] 2