Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»"

Гончаров "Обломов" - сочинение "ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»"

Страница: [ 1 ]  2  

В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и про¬тиворечивый образ помещика Ильи Ильича Обломова.
В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцатель¬ность. Ярко выступают гоголевске традиции в изображении героя, автор акцентирует внимание на деталях домашнего оби¬хода, отражающих характер хозяина. Так, туфли и халат при-обретают символическое значение: они характеризуют внут¬реннюю борьбу Обломова. В этой части романа нет напряжен¬ности, практически нет действия. Это история одного дня. Обломов дремлет, просыпается, вспоминает о каком-то деле, дремлет дальше. Он в ужасе от любого перемещения, даже от того, чтобы переехать на новую квартиру. Пространство романа сужается до комнаты, до дивана, на котором лежит Обломов. А биографически время расширяется: во сне он видит детство.
Неподвижность жизни, дрема, замкнутое существова¬ние — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это рус¬ская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебо¬сольство, красота праздников. Эти впечатления детства явля¬ются для Обломова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не при¬влекает ни карьера, ни желание разбогатеть. Посетители Об-ломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая со¬хранить «свое человеческое достоинство и свой покой». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.
Вторая и третья части романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным.
Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрес¬сивные перемены в России. В отличие от Обломова, Штольц — это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Он постоянно в дви¬жении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) — и в этом он видит счастье.
Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность со¬единяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать — русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, ко¬торая является главным свойством Обломова. О детстве и се¬мейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает до-рогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги).


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz