Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова "Обломов""

Гончаров "Обломов" - сочинение "Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова "Обломов""

Страница: [ 1 ]  2  

Можно сказать, что роман Гончарова “Обломов” построен на обобщенных и преувеличенных образах. Это просматривается и в описании основных персонажей, и в содержащихся в произведении картинах жизни. В частности, автор представ ляет нам мифологическую, идеализированную модель мира. Она появляется в знаменитом сне Обломова и включает в себя черты не только русского народного быта, но и библейские, и даже античные символы. И хотя сам Гончаров выступает против своего сравнения с Обломовым, судя по тексту, мы можем сказать, что этот мир манит не только его героя, но и его самого. Попробуем рассмотреть поближе, что это за “блаженное” место и чем оно интересно для нас.
Сон Обломова встречается в первой части романа, которую можно было бы даже выделить как отдельное произведение. Сам автор относится к ней негативно, считая ее по сравнению с тремя последующими частями романа неудавшейся. Однако она очень важна хотя бы потому, что без нее невозможна была бы связь между произведениями, входящими в трилогию Гончарова: между “Обыкновенной историей”, “Обломовым” и “Обрывом”. Причем важно то, что связь эта в “Обломове” идет именно через модель идеальной жизни, Обломовку. Название это, как и фамилия Обломов, может иметь множество интерпретаций. Для нас интересно сходство этого названия со словом “обломок”. Тут же возникают ассоциации: обособленный умиротворенный мирок Обломовки — “обломок патриархального Эдема”. Тогда вспомним имена основных персонажей других романов трилогии, с этой точки зрения они совсем не случайны. Адуев в “Обыкновенной истории” и Райский в “Обрыве” — и вот уже нить между этими тремя произведениями. “Ад”, “Эдем” и “Рай” — части одной истории.
Теперь какой видит автор в идеале русскую жизнь, природу.
В этом маленьком “патриархальном Эдеме”, как и в истинном, все создано для блага человека, даже природа здесь блаженна: “Небо там... как родительская надежная кровля”, будто бы божий дом над “раем” земным, и сам Бог защищает их от всех невзгод. “Солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя...”, словно не хочет покинуть единственный оставшийся на земле “божественный” уголок. “Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и неземную, сну подобную смерть”. Я думаю, что, не согреши Адам и Ева и останься в раю, и эти слова как нельзя лучше подошли бы, чтобы описать их жизненный путь.
Теперь, перейдя от “благословенной” природы к быту Обломовки, надо сказать, что автор настолько “сглаживает острые углы” русских патриархальных отношений, что жизнь обломовцев кажется нам просто сказкой. Все там что-то делают, но в то же время и не делают, и сама собой напрашивается мысль о сказочной “скатерти-самобранке”, беспрестанно присутствующей на столе барского дома, и о колосьях, которые сказочным образом “сами собой” прорастают на крестьянских полях. Вот как описывает Гончаров крестьянский быт: “Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть... У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz