Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение ""Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор")"

Солженицын "Матренин двор" - сочинение ""Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор")"

Страница: [ 1 ]  2  

В одном из последних выступлений по телевидению Солженицын сказал: «Россия – это не только Москва и
Санкт-Петербург. Россия в большей степени – это Урал, Сибирь, Алтай, Черноземье.… И сегодня хранителями русских традиций
и загадочной русской души являются жители русской провинции». Это не пустые слова, Солженицын хорошо знает русскую
глубинку: он родился и рос в Кисловодске, вернувшись из ссылки в 1956 году, он поселился в деревне Мильцево Рязанской
области. Работал в сельской школе учителем математики. Состояние души Солженицына, прошедшего восемь лет лагерей, потом
три года ссылки, было тяжелое. Ему хотелось покоя и уединения. Он долго искал в этой деревне дом для поселения, и завхоз
школы привел его в дом замечательной женщины Матрены Васильевны Захаровой. Она и является прототипом героини рассказа
«Матренин двор». Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором в рассказе, заимствованы из
словаря Даля. Это настоящие русские слова, которые давно уж!
е не употребляются. Например, при описании избы Матрены, Солженицын применил забытые слова, как «мосты», «горница». Все
это создает образ глубинки России, автор старается показать «нутряную Россию». Конечно, в рассказе кое-что изменено
название деревни «Тальново»; и героя приводит во двор к Матрене женщина. Последний имеет особый смысл: исстрадавшаяся
душа героя ищет успокоения, так усталому путнику нужен родник, чтобы напиться. Чуткая женщина почувствовала эту
необходимость (жажду) героя и безошибочно привела его к источнику доброты, чуткости и святости – к Матрене.
Матрена совершенно не похожа на односельчан. Она «не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За
одеждой приукрашивающей уродов и злодеев». Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху
коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу, с верой в добро, умением радоваться чужому успеху и
достатку, сочувствовать и помогать.
А ведь жизнь не баловала Матрену: любила одного (Фаддея), а вышла замуж за его брата. Потеряла мужа и шестерых
детей. Но нашла силы и растила приемную дочь – Киру, - дочь Фаддея. Проработала 25 лет в колхозе, но не имела пенсии.
Все близкие люди не понимали ее. Они использовали Матрену, надсмехались над ней, грубо обращались с ней. А она все равно
продолжала помогать соседям, родным и подругам, и даже не просила оплаты за свой труд, да никто и не платил ей. За
такое бескорыстие и доброту ее можно назвать праведницей. Только никто в селе и не задумывался об этом, считали: так и
должно быть. Пожалуй, только приезжий человек – рассказчик (в его лице автор) увидел в ней ангела небесного. Автор с
любовью и благодарностью описывает ее: обращает внимание на ее доброе русское лицо с мудрыми глазами, «на свет в ее
глазах, который шел из глубины души». Особенно подчеркивается ее «лучезарная улыбка» и «открытое лицо, лицо человека, у
которого чистая совесть».
Для раскрытия образа Матрены, большую роль отводится избе Матрены. Автор подробно ее описывает.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz