Солженицын "Матренин двор" - сочинение "Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор""
Страница: [ 1 ] 2Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, - о жизни в социалистическом государстве.
Этот рассказ, как замечал сам автор, "полностью автобиографичен и достоверен", отчество рассказчика- Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Люди ещё не знают, как жить дальше: из "пыльной горячей пустыни" бесчисленных лагерей они попадают "просто в Россию", чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе- "без жары, с лиственным рокотом леса".
Фабула рассказа А.Солженицына «Матренин двор» проста и незамысловата. Повествование ведется от первого лица -человека, который осуществляет свою мечту: поселяется в глуши, вдали от больших городов, шума и суеты. На постой определили его к некой Матрене.
Центральная тема рассказа - трудная крестьянская жизнь. Автор с горечью говорит о том, что о сельчанах власти на проявляют никакой заботы. Особенно тяжело крестьянам из-за того, что не выдают им топлива. Получилась парадоксальная ситуация: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли - начальству, да кто при начальстве...».
Несправедливо, некрасиво поступили с Матреной власти. Тяжело живется Матрене, поскольку здоровье у нее очень слабое. «Она была больна, но не считалась инвалидом». Четверть века - 25 лет - проработала Матрена в колхозе, причем честно трудилась. А теперь старая стала, больная и никому, соответственно она не нужна. Даже пенсии власти ей не начислили, хотя полагалась она ей по праву: муж ее пропал в начале войны.
Крохотно Матренино хозяйство: коза да огород. Козье молоко да картошка - вот вся незамысловатая пища Матрены.
Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, "тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках". Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.
Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Её дом - сквозной символический образ рассказа -как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных - чтобы продолжить род людской. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева Живые мощи", Матрёна на свою жизнь не жаловалась.
Автор пишет о плохом снабжении сельчан продукцией.
Страница: [ 1 ] 2