Фонвизин "Недоросль" - сочинение "Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль""
Страница: [ 1 ] 2Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы.
Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной комедии "Недоросль" он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостнического строя при Екатерине II.
Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно красноречивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.
Неограниченный произвол помещичьей власти в комедии "Недоросль" изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что "Фонвизин верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения". Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:
"Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может", "презренной фурией" называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде.
В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то "рохлей", то "уродом". Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну — шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: "Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми", "Не учись этой дурацкой науке". Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-' нимает учителей, просит Мйтрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению. "Без наук люди живут и жили", — уверены Простаковы.
Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и "мастерски обдирает". Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.
Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони,поскольку эти люди сами не считают нужным скрывать их.
Страница: [ 1 ] 2