Горький "Старуха Изергиль" - сочинение "Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»"
Страница: [ 1 ] 2Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций.
Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.
В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».
Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.
С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.
Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик — олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» — начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха — свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».
В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», — самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.
В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.
Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»
У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото — это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя.
Страница: [ 1 ] 2