Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)"

Горький "На дне" - сочинение "«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Драма Максима Горького «На дне» является одним из произведений, чья богатейшая история сценическая история
длится на протяжении ста лет (с 1902 по 2002 г.). Существует огромное количество литературы, посвящённой этой
пьесе, на многих языках мира, но, трудно поверить, что многие критики, в том числе и несомненно крупные,
говорили когда-то о непригодности её для сцены и вообще художественной несостоятельности, о начавшемся с
неё «конце Горького». Но такова была ослепляющая сила предвзятости, вызванной идеологической несовместимостью.
Пьеса «На дне» потрясла демократически настроенных зрителей глубиной идейного содержания, освещением
острых социальных вопросов. По словам самого Горького, «основной вопрос, который я хотел поставить, это – что
лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью,
как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский. Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Горький
побуждает современников поразмыслить над тем, что полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь? Слова
Сатина, чьими устами говорит Горький демократичны: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного
человека».
В своей пьесе Горький описывает мир босяков, отверженных обществом. Автор показывает страшные
условия их быта, тем самым обличая капитализм и пагубную власть денег.
Герои пьесы Горького объединены местом проживания и образом жизни. Все они – ночлежники, хотя разного
социального происхождения и мировоззрения. По отношению обитателей ночлежки к своему нынешнему положению и к
дальнейшей судьбе их можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести людей, примирившихся со своим существованием, отказавшихся от жизненной борьбы.
Например, Бубнов, убежден, что человек на земле – лишнее существо: «Человек - вещь, ты везде лишняя…да и все люди
на Земле – лишние…». Такая правда для Бубнова является способом оправдания своего бездействия, не стремления
выбраться «со дня». Для Татарина и Клеща жизнь движется по ранее созданным законам: «Магомет дал Коран,
сказал: «Вот – закон! Делай, как написано тут!». Потом придёт время – Корана будет мало… время даст свой закон,
новый… Всякое время даёт свой закон…»
Молодая девушка Настя находит спасение от быта и безысходности в чтении любовных романов со счастливым
концом. Она творит жизнь лишь в своём воображении, не примиряясь, но и не сопротивляясь суровой реальности.
Как и Настя, Алёша не предпринимает ничего для изменения своей жизни: «А я – ничего не хочу! Я – ничего не
желаю!» В отличие от молодых людей, которые могли бы мечтать о будущем, Барон живёт своим прошлым, видя в
нём лучшие дни своей жизни.
Новый обитатель ночлежки, странник Лука, чувствует необходимость сглаживания жестокой правды сладкой
успокаивающей ложью. Лука возбуждает в людях, готовых притерпеться ко «дну», беспокойство, он стимулирует их
душевную энергию. В отношении с Анной, Наташей, Пеплом, Настей, Клещом, Актёром, Лука не столько придумывает для
каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно подспудно зрело в их душах.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz