Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»"

Островский "Гроза" - сочинение "Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»"

Страница: [ 1 ]  2  

Катерина. Спор о героине «Грозы». Характер Катерины, по определению Добролюбова, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из «самых слабых и терпеливых», был для критика-демократа прямым доказательством обреченности «темного царства». Вольнолюбивая натура Катерины ни за что не может приспособиться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувства и стремлений.

Положение Катерины в Калинове ее место в системе образов пьесы не совсем обычное. Она и своя, и «чужая». Выслушай эмоциональный рассказ Катерины о ее детстве в родительской доме, Варвара с удивлением произносит: «Да ведь и у нас то же самое». Катерина отвечает: «Да здесь все как будто из-под неволи». В слове «неволя» заключены, как в зерне, все последующие события. Неволе Катерина не покорится. В «мертвом царстве» Катерина живая; ей необходима вся полнота человеческих чувств, в ней уже пробудилось сознание своего неотъемлемого права на любовь и счастье. Кулигин согласен терпеть, дожидаясь своего будущего торжества; Катерина ждать не может. Кабанихе; говорит: «Некуда нам торопиться-то». Катерина страстно рвется к переменам: «Ах, кабы ночь поскорее!»

Трагичность героини Островского проявляется не только н он неравной борьбе с окружающим ее миром, но и в борьбе — с собой, с усвоенными с детства верованиями, представлениями о долге, о добре и зле. Душа ее разрывается, И помощи ей ждать неоткуда. «Точно я стою над пропастью,— Говорит она,— и кто-то туда толкает, а удержаться.

Вокруг образа Катерины не прекращаются оживленные споры. Гни’ в 60-е годы Д. И. Писарев, как известно, категорически не соггласился с точкой зрения Добролюбова, назвавшего героиню «Грозы» «лучом света». Полемика не затихает и в настоящее время. Так, по мнению Н. Н. Скатова,

* Добролюбов точно понял и разъяснил, что все в Катерине очень органично, что она движется не отвлеченностями и теориями, а всем существом своим, натурою. Но самую натуру критик-просветитель, естественно, растолковал совершенно по-просветительски, в антропологическом духе, безотносительно к истории; натура — из самой натуры, из потребностей ее.

Добролюбов, чтобы увидеть в Катерине светлое явление, отделил ее от мира, в котором она живет («луч света в темном царстве»). Писарев поставил Катерину в прямую связь с этим миром, чтобы отказать ей в этом светлом начале». В чем же тайна цельности и поэтичности Катерины? Ю. В. Лебедев видит истоки характера героини пьесы в той Народной культуре, которая ее окружала с раннего детства: «Там, где у Добролюбова на первый план выходит абстрактно понятая натура, у Островского торжествует народная культура» 2. Такая концепция не была поддержана всеми исследователями. Было высказано мнение, что в статье Добролюбова содержится в большей степени историческое, а не «антропологическое» истолкование Катерины, и оно не позволяет целиком растворить ее духовный Мир «в мире традиционного фольклорного предания…».


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz