Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Самоубийство - это протест или слабость?"

Островский "Гроза" - сочинение "Самоубийство - это протест или слабость?"

Страница: [ 1 ]  2  

Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей

Такое новаторство в драматургии помогло А.Н. Островскому создать истинные "пьесы

жизни" (по определению Добролюбова), в которых на "первом плане является всегда

общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни".

Островский воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения

купеческой среды и свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка

жизни. Максимального напряжения эти конфликты достигают в драме "Гроза", где они сосредоточены в судьбе героини.

В пьесе "Гроза" жизнь показана автором в предгрозовой атмосфере, когда внешне пока все обстоит благополучно, но читатель и зритель проникаются ощущением сильного напряжения и чувств, и страстей, когда вот-вот разразится катастрофа. Это атмосфера

первого действия, которое знакомит нас с главной героиней -Катериной Кабановой.

Над Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы, властвует сила страха - это страх возмездия за грехи. В первом акте отделенные удары грома, разбередившие тревогу Катерины, побуждают ее признаться Варваре в своей любви к Борису. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Она не боится смерти, а боится, что смерь застанет ее такую, какая она есть "после этого разговору-то", "со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Но Катерина - бесстрашная натура. В любви к Борису есть

что-то стихийное. Она вопреки своему страху, вопреки нравственным законам Калиновского общества встречается с Борисом. "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - говорит он своему любимому.

Но мироощущение Катерины трагично: она предчувствует, что ее ждет близкая смерть. Обостренное нравственное самосознание терзает и мучает ее. Внутренний голос ее совести заставляет Катерину увидеть в грозе природы суд и наказание себе. Терзаемая угрызениями совести, бросается она в ноги мужу и всенародно кается в своем грехе. Но в словах покаяния звучит не одна слабость и отчаяние, но и сила духа героини, ее самоотверженная отвага и противоборство темным предрассудкам домостроевской морали. Она не могла как Варвара с Кудряшом, жить в потаенной любви, лишь бы все было "шито-крыто". Испытав огромный и чистый любовный порыв, Катерина ощутила свои человеческие права на счастье, любовь и радость. Но, живя среди "кабановских понятий о нравственности", она не могла последовать влечению своего сердца, не

оказавшись "преступником в собственных глазах". Вольнолюбивые порывы,

свойственные душе Катерины, ее радость жизни и уже проснувшееся ощущение права на

человеческую жизнь не дают ей возможности и сил бороться с естественным влечением своего сердца и не позволяют смириться с порядками "темного царства".


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz