Островский "Гроза" - сочинение "Самоубийство - это протест или слабость?"
Страница: [ 1 ] 2Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей
Такое новаторство в драматургии помогло А.Н. Островскому создать истинные "пьесы
жизни" (по определению Добролюбова), в которых на "первом плане является всегда
общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни".
Островский воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения
купеческой среды и свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка
жизни. Максимального напряжения эти конфликты достигают в драме "Гроза", где они сосредоточены в судьбе героини.
В пьесе "Гроза" жизнь показана автором в предгрозовой атмосфере, когда внешне пока все обстоит благополучно, но читатель и зритель проникаются ощущением сильного напряжения и чувств, и страстей, когда вот-вот разразится катастрофа. Это атмосфера
первого действия, которое знакомит нас с главной героиней -Катериной Кабановой.
Над Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы, властвует сила страха - это страх возмездия за грехи. В первом акте отделенные удары грома, разбередившие тревогу Катерины, побуждают ее признаться Варваре в своей любви к Борису. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Она не боится смерти, а боится, что смерь застанет ее такую, какая она есть "после этого разговору-то", "со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Но Катерина - бесстрашная натура. В любви к Борису есть
что-то стихийное. Она вопреки своему страху, вопреки нравственным законам Калиновского общества встречается с Борисом. "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - говорит он своему любимому.
Но мироощущение Катерины трагично: она предчувствует, что ее ждет близкая смерть. Обостренное нравственное самосознание терзает и мучает ее. Внутренний голос ее совести заставляет Катерину увидеть в грозе природы суд и наказание себе. Терзаемая угрызениями совести, бросается она в ноги мужу и всенародно кается в своем грехе. Но в словах покаяния звучит не одна слабость и отчаяние, но и сила духа героини, ее самоотверженная отвага и противоборство темным предрассудкам домостроевской морали. Она не могла как Варвара с Кудряшом, жить в потаенной любви, лишь бы все было "шито-крыто". Испытав огромный и чистый любовный порыв, Катерина ощутила свои человеческие права на счастье, любовь и радость. Но, живя среди "кабановских понятий о нравственности", она не могла последовать влечению своего сердца, не
оказавшись "преступником в собственных глазах". Вольнолюбивые порывы,
свойственные душе Катерины, ее радость жизни и уже проснувшееся ощущение права на
человеческую жизнь не дают ей возможности и сил бороться с естественным влечением своего сердца и не позволяют смириться с порядками "темного царства".
Страница: [ 1 ] 2