Островский "Гроза" - сочинение "Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»"
Страница: [ 1 ] 2Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, че в предыдущих пьесах. В Катерине он изобразил женщину, обла' дающую при всей своей неразвитости силой воли и незаурядНoi ментом. Однако подобными же свойствами отличается и fetfu героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к друг у активно и смело обойти прямолинейные запреты домогского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах. Катерина же обладает не только силой, но и глубиной переяй, вытекающих из ее нравственной незаурядности, и, где всего, из ее смутных и неосознанных романтических стремлений. В разговоре с Варварой открывается душа Катери- «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Зн.а-В ' мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки Y&K й полетела». Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания. Мать в Катерине «души не чаяла», «полон дом был странниц и богомолок», «цветов было много, много», часто в церковь ходили дома «по бархату золотом» вышивали... Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации. Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домо-строевщина сыграла с ней злую шутку. Мать девушки была убеждена, что Катерина «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а «из-под неволи». Вот Варвара привыкла жить в такой атмосфере. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри — она протестует. Причем она не считает зазорной эту двойную Жизнь — привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя... У н&с весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»,— учит она Катерину. Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и лицемерки. Катерина же тяготится той атмосферой, в которой вынужде-йа жить... Она не любит недалекого и слабовольного мужа, пре-3Ирает злобную и сварливую свекровь. Неминуемо ее романти-устремления должны были найти и нашли выход, страстно влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась °Давить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ^У> тяжело и искренне переживает измену мужу. Катерина полна страха перед'содеянным грехом, но не л кого суда онабоится.
Страница: [ 1 ] 2