Шекспир "Антоний и Клеопатра" - сочинение "Клеопатра"
Страница: [ 1 ] 2КЛЕОПАТРА (англ. Cleopatra) — 1) героиня трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1606-1607). Исторический прототип: Клеопатра VII (69-30 до н.э.), царица Египта, возлюбленная Юлия Цезаря и Антония. Это второй после леди Макбет образ «роковой» женщины в творчестве Шекспира. И приближенные Октавия Цезаря, и соратники Антония дружно клянут К., называя ее «египетской колдуньей», «ведьмой», «змеей». Одновременно все признают красоту и волшебное обаяние К., завидуя «счастливцу» Антонию. Любовь и политика для К. неразрывны: поработив своими этому настаивает на морском сражении, губительном для римского полководца, а затем бежит с поля битвы, желая сохранить свои войска. Отсюда же и ее измены: она вступает в переговоры с одержавшим победу Цезарем и ведет с ним сложную игру даже после гибели любимого, пытаясь сохранить царство и выторговать хоть часть своих богатств. Вместе с тем корыстолюбивая и хищная К. искренне раскаивается, узнав о самоубийстве Антония. В последние минуты жизни она думает только о нем и спешит соединиться с ним в смерти. Перед лицом поражения К. обретает благородство и величие: ей невыносима мысль, что она станет посмешищем римской черни, когда ее поведут за триумфальной колесницей. Обманув бдительность стражи, К. умирает от змеиного укуса, и даже враги не могут скрыть восхищения перед мужеством слабой женщины. Цезарь повелевает похоронить любовников с почестями и в одной могиле. Образ К. имеет богатую сценическую историю: одной из самых ярких исполнительниц этой роли была великая итальянская актриса Элеонора Дузе (1888). Лит.: Гейне Г. Клеопатра («Девушки и женщины Шекспира», 1838) // Собр. соч. М, 1958. Т .7. 2) Героиня пьесы («истории») Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра» (1898). Название пьесы напоминает о шекспировской трагедии, некоторые черты юной героини Шоу можно найти в надменной египетской царице Шекспира. Два английских драматурга запечатлели начало и конец ее жизни. В последней сцене Шоу не случайно дает отсылку к произведению своего предшественника: Цезарь обещает прислать Клеопатре из Рима подарок, о котором она мечтает, — Марка Антония, и с грустной иронией наблюдает ее радость, как будто предвидя последствия их будущей встречи. Начинается же пьеса с того, что Юлий Цезарь находит между каменных лап сфинкса испуганную девочку, убежденную, что римляне — людоеды и ее непременно съедят. Этого «глупого котенка» он постарается превратить в подлинную царицу, и не его вина в том, что они слишком по-разному понимают принципы управления людьми и государством. Образ К. получился у Шоу необычайно живым, хотя и не всегда привлекательным: шестнадцатилетняя царица капризна, самоуверенна, жестока и абсолютно убеждена в том, что править означает заставлять и наказывать, в то время как Цезарь предпочитает убеждать и поощрять. Но К. способна быть и решительной, и неожиданно проницательной; она многому научилась у Цезаря, с каждым своим появлением она предстает прежней и уже немного другой. Она меняется, превращаясь из ребенка в обольстительную женщину, умную, изменчивую, способную заставить окружающих считаться с собой.
Страница: [ 1 ] 2