Заболоцкий "О красоте человеческих лиц" - сочинение "Стихотворение Н.А. Заболоцского "О красоте человеческих лиц" (восприятие, истолкование, оценка)"
Страница: [ 1 ] 2Чистая, искренняя, пламенная и
неутолимая душа - это храм,
в котором легче всего услышать
откровение истины.
Д. Мадзини
Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н.А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха – вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие.
Тематика его творчества очень разнообразна. Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений.
Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, «обложка», или его душа, внутренний мир? Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение «Некрасивая девчонка». Поэта волнует не то, как она выглядит («лягушонок», «дурнушка»), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово «красота». Какую же красоту ценит поэт в людях?
Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть – размышление лирического героя «о красоте человеческих лиц»:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал – это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» - нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».
Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Сычуг – это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга «жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.
В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной» - «другой» символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему.
Страница: [ 1 ] 2