Толстой "Война и мир" - сочинение "Различие путей нравственного поиска в судьбах А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростова "
Страница: [ 1 ] 2 3Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” явился в русской литературе поворотным моментом. Толстой впервые обратился к понятию, названному впоследствии Н.Г.Чернышевским “диалектикой души”. Он одним из первых приступил к изучению такого тонкого и сложного инструмента, как человеческая душа.
Толстой прошел свой жизненный путь, страдая и раскаиваясь. Постоянная внутренняя борьба, поиски смысла жизни, ошибки привели его к понятию любви Евангельской, как высшей точке в духовном развитии человека. Эта любовь означает способность любить и прощать врагов, способность к самопожертвованию ради других, способность бескорыстно посвятить себя людям.
В романе “Война и мир” все герои словно-разделены на два полюса. Любимые и близкие Толстому герои - люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
Противоположному полюсу принадлежат персонажи статичные, эгоистичные, неестественные. Это такие люди, как Элен Безухова, Анатоль Курагин, князь Василий Курагин. В романе есть два героя, словно олицетворяющие эти противоположные стороны: Кутузов и Наполеон. Кутузов - своеобразный камертон для Толстого, он является высшей точкой отсчета духовного развития человека в романе. Наполеон же - это человек, регрессирующий, нищий душой, жалкий. Этот герой в романе является олицетворением неестественности, самовлюбленности, эгоизма, лицемерия.
Толстой на протяжении всего романа следит за изменениями в душах любимых героев. Они ошибаются, они не идеальны. Но именно путь самосовершенствования через испытания интересует Толстого, путь от эгоистических стремлений до любви Евангельской.
Этот путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но, хотя их дороги идут параллельно, они различны.
Андрея Болконского мы впервые встречаем на вечере у А. П. Шерер. Здесь он выглядит сухим и раздражительным.
Для сдержанного внешне, но глубоко чувствующего героя, неинтересно петербургское общество, в котором царят лицемерие, притворство, эгоизм — все то, что отталкивает героя. Князь Андрей не видит достойных чувств и стремлений людей за блестящей мишурой нарядов, улыбок, поклонов. Поэтому он решает ехать в армию, где, как он считает, проявит себя. Во время войны 1805 года Болконский занимает место при штабе Кутузова. Он полон надежд и жажды славы -славы как любви народной. Князь Андрей готов отдать все, даже (и он признается себе в этом) родных и близких ради этой любви. Переломным моментом стал Аустерлиц.
Раненный в голову, Болконский лежит на поле боя и видит небо. Высокое, бесконечное небо, недостижимо далекое и в то же время близкое и понятное. Он понимает, что есть в жизни что-то другое, чистое и более важное, чем слава. Небо Аустерлица изменило все.
Князь Андрей оставляет службу и, после ранения и плена, уезжает в деревню. Он решает жить только для себя и своих близких. Болконский опустошен внутренне, не видит будущего. Он решает больше никогда не служить в армии.
Ничто не может вывести его из этого состояния: ни Пьер, ни дружба, ни религия.
Страница: [ 1 ] 2 3