Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"

Толстой "Война и мир" - сочинение "Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"

Страница: [ 1 ]  2  

Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Особую роль в психологическом анализе играет портретная характеристика. Связь внутреннего мира каждого образа и его внешнего описания в романе “Война и мир” взаимообусловлена. Через портрет автор отображал внутренний облик героя, его душевное состояние. Главной особенностью Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркую черту во внешности персонажа, запоминающуюся деталь в его поведении.
Так, Пьер предстает перед нами “толстым молодым человеком” с дружелюбными глазами, что вполне точно определяет его мягкую и добродушную натуру. Уже с самого начала произведения внешний облик Безухова как бы противопоставляет его всему светскому обществу, указывая на внутреннее отличие его от этих пустых людей.
Полную противоположность представляет его будущая жена. Сначала Элен Курагина ослепляет нас своей “победительно действующей красотой”. Но по мере того как суммируются все ее поступки, мы понимаем, что эта красота мертвенна, неестественна. И “полные оголенные плечи” Элен — это всего лишь символ ее духовной пустоты.
“Большой рот” и “сияющие черные” глаза Наташи Ростовой открывают нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновенью и верить в счастливое будущее. Поэтому “определенные и сухие черты” Андрея Болконского контрастны живым чертам девушки. Это указывает на существенные различия в их душах: молодой князь всегда находится во власти разума, в то время как Наташа живет чувствами и эмоциями.
С первого взгляда, Марья Болконская производит на нас не самое лучшее впечатление. Это некрасивая девушка с “тяжелой походкой”. Но потом мы видим “лучистые” глаза героини, в которых отражаются ее богатый духовный мир и нерушимая вера. Именно эти глаза, несмотря на внешность, делают Марью очаровательной и милой. Марк Аврелий писал: “Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам”.
Для достижения художественного эффекта автор вновь и вновь обращает внимание читателей на те или иные черты внешности персонажей, которые становятся их постоянными характеристиками. Ярким примером этого является маленькая княгиня со своей “короткой, с чуть черневшимися усиками верхней губкой”. Она была проста и приятна, но тем не менее наскучила Андрею. Он не находил в ней той глубины, которую впоследствии открыл в Наташе.
Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого постоянно меняются на протяжении всего романа, нелюбимые — стоят на месте в своем развитии. И потому психологический портрет последних предельно прост, они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но это мертвенная, застывшая красота.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz