Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"

Толстой "Война и мир" - сочинение "Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"

Страница: [ 1 ]  2  

Жанр романа Л. Н. Толстого “Война и мир” определяется как роман-эпопея. Действительно, данному произведению присущи особенности такого жанра: большой объем, протяженность во времени описываемых событий, множество сюжетных линий и, конечно, большое количество персонажей, изображение важных для страны исторических событий.
Эти особенности позволяют Толстому показать себя мастером портретной характеристики. Каждый, даже малозначащий или эпизодический персонаж, требует от автора описания его внешности и черт характера. При этом внешняя характеристика часто бывает даже более важна, так как большой объем романа и протяженность во времени действия в нем требуют ярких, запоминающихся черт у персонажей. Такие черты при всех внешних и внутренних изменениях какого-либо из героев позволяют нам узнать, выделить его среди прочих.
Как бы ни менялся персонаж по ходу романа, Толстой оставляет своему герою какой-то яркий, характерный именно для него признак. Например, Наташу Ростову мы узнаем по “широко раскрытым”, “сияющим”, “черным” глазам; княжну Марью - также по глазам, но “серым, большим, глубоким и лучистым”. Толстой постоянно акцентирует наше внимание на массивности, грузности Пьера (“Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”) и красивых плечах Элен, на которых был “как будто лак от всех тысяч взглядов”.
Писатель по-разному показывает внешность героев. Например, полный, детальный портрет представлен в самом начале романа, когда читатель только знакомится с главными героями. Здесь Толстой рисует законченный образ, индивидуальность. Таковы портретные характеристики Пьера, князя Андрея, Наташи. Однако для некоторых отрицательных персонажей такое детальное описание бывает единственным. Например, князя Василия Курагина автор описывает (с некоторой иронией) как старика “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица” и “надушенной и сияющей лысиной”. Или портрет Анны Павловны Шерер - женщины средних лет со “сдержанной улыбкой”, “не шедшей к ее отжившим чертам”. В дальнейшем эти герои возникают в романе как вспомогательные, второстепенные персонажи, и писатель уже не рисует детально их портреты.
К портретам главных, любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи, которые являются отражением тех внутренних изменений, которые происходят в душах героев. Такие изменения - следствия внутреннего развития, “диалектики души”. Например, мы можем проследить, как происходило превращение Наташи Ростовой из “черноглазой, ... некрасивой, но живой девочки” в “сильную, красивую и плодовитую самку” или Андрея Болконского, который под конец жизни из “весьма красивого молодого человека” стал человеком, потерявшим внешнюю красоту, но приобретшим новый взгляд: “глубокий, не из себя, а в себя смотревший”.
Один из наиболее интересных приемов описания внешности персонажей, который применил Толстой,- это характеристика героя другими персонажами. Так, мы видим Наполеона Бонапарта (французского императора) глазами Балашова (русского генерала), а Кутузова (русского главнокомандующего) - глазами крестьянской девочки Малаши.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz