Толстой "Война и мир" - сочинение ""Гроза двенадцатого года" народ в романе Л.Н. Толстого "Война и мир""
Страница: [ 1 ] 2 3Согласно философии истории Льва Толстого, выраженной в романе «Война и мир», определяющую роль в развитии исторического процесса играют народные массы, чьи желания и намерения всегда определяются некоей неведомой им сверхъестественной силой. Писатель был уверен, что жизнь наций не вмещается в жизнь нескольких так называемых «великих людей». Поэтому постичь исторические законы можно, только изучая жизнь масс, оставив в покое «царей, министров и генералов». Наиболее ярко роль народа в романе показана при описании войны с Наполеоном в 1812 г. Еще в незаконченном романе «Декабрист», из которого впоследствии выросла «Война и мир», Толстой вложил в уста одного из героев, дворянина, такие слова: «Я того мнения, что сила России не в нас, а в народе». В «Войне и мире» эта мысль получила развернутое выражение. У Толстого Наполеона одолел прежде всего русский народ. В войне 1812г. «решался вопрос о жизни и смерти отечества», и простые мужики сознавали, что «под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего
». Отсюда, по словам Толстого, «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». Один рядовой солдат в романе выражает настроение русской армии накануне Бородина: «Всем народом навалиться хотят, одно слово Москва. Один конец сделать хотят». Единение с народом в эти мгновения ощущают и главнокомандующий Кутузов, и находящиеся на Бородинском поле главные герои романа Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но в «Войне и мире» есть еще один главный герой — это народ. Как замечает Толстой: «Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — всё это были отступления от правил... Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что высшим по положению русским людям казалось почему-то стыдным драться дубиной... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и,
не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».
Писатель отстаивает право народа в критической ситуации вести войну «не по правилам»: «И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». По Толстому, именно народ, а не цари и полководцы, определяет, что есть благо, а что зло, именно народ вдохновляется Божьим промыслом, и именно народ способен, когда пройдет ожесточение, проявить подлинное христианское милосердие.
Страница: [ 1 ] 2 3