Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет»"
Страница: [ 1 ] 2В Киевской Руси о христианстве и его святых было известно задолго до ее «крещения». После же введения христианства в качестве государственной религии, сопровождаемого строительством храмов, организацией торжественных богослужений и крестных ходов, православное духовенство, рекрутируемое в основном из Византии, с удвоенной энергией стремилось ввести в жизнь княжеско-феодальной верхушки и народных масс почитание и благоговение перед тем пантеоном христианских святых, который выработало христианство за почти тысячелетнее свое существование. Процесс вытеснения дохристианских религиозных представлений протекал трудно, растянувшись на многие и многие столетия. Нередко лишь сила заставляла отступать языческих богов. Со страниц летописей предстает перед нами картина расправы над недавно такими всемогущими богами, которых боялись и покровительства которых искали. «Повесть временных лет» сообщает о Владимире: «Повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами». Это надругательство над «вчерашними» богами вызывает у летописца слова, полные горечи и недоумения: «Велик ты, господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем».
На место изгнанных богов поставлялись новые. На Руси происходил тот же процесс, что ранее в Римской империи: родоплеменные боги вытеснялись, заменялись новыми посредством культа святых. Многие христианские святые на Руси принимали облик древнеславянских богов, или последним давались имена христианских святых. Так, на библейского пророка Илию были перенесены в народном сознании черты и функции космического божества, бога грома и молнии Перуна, которого славяне представляли разъезжающим по небу в огненной колеснице, поражающим нечистую силу стрелами-молниями и проливающим дожди на нивы. Иоанн Креститель отождествлялся с языческим Купало (отсюда представления об Иване Купале), святой Власий — со «скотьим богом» славян Волосом, святые Косма и Дамиан — с богом Сварогом — покровителем кузнецов и т. д.
Утверждались новые христианские праздники и дни памяти святых и посредством принесения на Русь «священных икон и мощей», связанных христианской традицией с тем или иным святым. Известно, что князь Владимир, намереваясь «крестить» свой народ, привез в Киев и «чудодейственные мощи» епископа римского Климента. Его «святая глава» была положена в первый храм на Руси — в Десятинную церковь в Киеве. В честь святого строились многочисленные храмы, писались иконы, проводились торжественные службы. Епископ Климент возглавлял римскую кафедру в годы правления императора Траяна (98—117), прославившегося гонениями на христиан. За «поношение» языческих богов он был сослан в далекий Крым на работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь среди местных жителей, как и в Риме, он продолжал активно проповедовать «слово божие», приобщать их к христианству. Это привело к новым преследованиям, и по приказу Траяна в 101 г.
Страница: [ 1 ] 2