Шолохов "Поднятая целина" - сочинение "Почему не дала всходов "поднятая целина"? ("Поднятая целина" М.А. Шолохова)"
Страница: [ 1 ] 2Наряду с другими одной из важнейших тем нашей литературы является тема коллективизации. Ей посвятили свои произведения такие писатели, как М. Шолохов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Белов. Но когда я читала произведения, посвященные установлению колхозного строя, мне захотелось поговорить о проблемах нравственных.
К моменту написания "Поднятой целины" понятие нравственности в нашем обществе, а следовательно, и в нашей официальной литературе стало классовым, а не общечеловеческим. Абстрактный гуманизм утратил свое первоначальное значение, а его место занял гуманизм революционный. Роман Михаила Шолохова рассказывает о создании колхоза в донском хуторе Гремячий Лог, о жизни людей, их судьбах, поступках. Когда я читала роман, мне показалось, что нравственные проблемы в нем отодвинуты как бы на второй план. Но, тем не менее, больше всего взволновали меня именно они.
Первое собрание хуторян в Гремячем Логе... Собрание неудачное, потому что объединение хозяев-единоличников в колхоз не состоялось. Люди не могут сломать привычку, считать, что хозяйство, скот, земля "не мои, а общие". Но не потому, что они несознательные, а потому, что они не перестали быть хозяевами. Люди не могут понять, как будут жить в колхозе сообща, имея все в коллективном пользовании: землю, скот, хозяйственные постройки. Это противоречит психологии крестьянина. Но на втором собрании люди подчинились идее и объединились в колхоз. И вот тут передо мной встал вопрос: какими средствами это было достигнуто?!
Раскулачивают Тита Бородина. В прошлом Тит воевал за то, чтобы в стране была Советская власть. А потом эта же власть отнимает у него все; скот, землю, то, что он своими руками сделал для своей жизни и для детей. Не абсурд ли это? Ведь это безнравственно. Шолохов изображает коллективизацию, как факт победы пролетариата и беднейшего крестьянства над кулаками, а проблемы нравственные у него уходят на второй план.
Нагульнов, Давыдов, Разметнов... Эти три человека пытаются внедрить в сознание крестьян идею партии о необходимости создания колхозов. Но нравственные начала присущи им в разной степени.
Макар Нагульнов ненавидит старый мир, он предан революционному делу, "родимой" партии, ее идеалам. Но очень часто он "захлебывается" революционными идеями и перестает видеть рядом с собой людей. Он жесток, груб, готов пустить в ход угрозы, насилие. Андрею Разметнову, пожалевшему во время раскулачивания детишек, Нагульнов кричит: "Как служишь революции? Жа-ле-е-ешь! Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что надо... я их из пулемета... всех порешу." Читаю этот отрывок, и становится страшно. "Я их... всех порешу",- говорит Нагульнов. Он готов жертвовать жизнями других людей. Можно ли говорить о нравственности, гуманизме? Конечно, нет.
Семен Давыдов приехал в Гремячий Лог из города. Он "руками и ногами" за коллективизацию. Но очень странно, что Давыдов, не знающий жизни в деревне, совершенно твердо уверен, что коллективизация селу нужна.
Страница: [ 1 ] 2