Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Смысл названия повести А.Н.Куприна «Поединок»"

Куприн "Поединок" - сочинение "Смысл названия повести А.Н.Куприна «Поединок»"

Страница: [ 1 ]  2  

Когда закрываешь последнюю страницу повести Куп­рина «Поединок», возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и буднично обрыва­ется жизнь юного, чистого и честного человека.
Внешняя канва повести вроде бы объясняет причи­ну этой copyright 2005 ALLSoch.ru трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к за­мужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность мужа и его желание за­щитить свою поруганную честь. Но к этой любви при­мешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что ги­бель Ромашова предопределена теми событиями, кото­рые происходят в повести. Этому способствует общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, ко­торая характеризует офицерскую среду.
Значит, слово «поединок» является выражением конфликта между общечеловеческими, нравственны­ми нормами и беспределом, который творится в ар­мии.
Юный подпоручик Ромашов приезжает па место службы с надеждой найти здесь свое призвание, встре­тить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется, сред­ний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем лице. Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое про­тестует против уклада армейской жизни. В начале пове­сти этот протест выражается в робкой попытке Рома­шова высказать свое несогласие с общим мнением со­служивцев, одобряющих дикие поступки пьяного кор­нета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, заст­релившего, «как собаку», штатского, который посмел сделать ему замечание. Но его сбивчивая речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с шашкой на безоружного, вызывает лишь снис­ходительную ответную реплику, в которой сквозит пло­хо скрытое презрение к этому «фендрику», «институт­ке». Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодо­леть ее. Он втайне восхищается удалью и силой Бек-Ага-малова, пытаясь стать похожим на него. Однако врож­денные доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед грозным полков­ником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не знает русского языка, расценивается как гру­бое нарушение воинской дисциплины, которая оказы­вается несовместимой с принципами гуманности и че­ловечности.
Вообще в повести Куприна много «жестоких» сцен, рисующих унижение человеческого достоинства. Они характерны, прежде всего, для солдатской среды, сре­ди которой особенно выделяется обезумевший, замор­дованный солдат Хлебников, пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истяза­ниям. Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов, тем не менее, не может спасти его.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz