Куприн "Олеся" - сочинение "По повести А. И. Куприна "Олеся""
Страница: [ 1 ] 2«Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И.А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»).
Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать её в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую всё ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке – повсюду горит своим негасимым огнём, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остаётся незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живёт его «владелец» - любящий и любимый человек.
В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделённой «оригинальной» красотой. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины».
Олеся создана для любви. Она ждёт её, готовая принять в своё сердце.
Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, ещё возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом.
Страница: [ 1 ] 2