Гончаров "Обыкновенная история" - сочинение "Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение"
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5Формула речи дяди, выражающая его нежелание опекать племянника, - окрестить мне тебя некогда», – под которой он в буквальном смысле слова подразумевает благословение на ночь, а в переносном – убеждение, что «надо уметь и чувствовать и думать, словом, жить одному» , содержит помимо всего своего богатого содержания еще и выражение равнодушного, если не скептического, отношения Адуева-старшего к религии.
Наивная вера в провидение, в то, что каждому человеку (в особенности же барскому дитяти) придан свой особый ангел-хранитель, под покровительство которого поступает отходящий но сну осененный крестным знамением юноша, являлась опорой воспитания Александра Адуева. На место веры в провидение Петр Иванович Адуев ставит уверенность в силах делового, умного, мужественного человека, принимающего отчуждение людей в современном обществе. Его практицизму, скептицизму, вере в логику соответствуют точность, краткость, конкретность его реплик, а самая его лексика отражает новые интересы,;кизненный опыт современного человека. Когда на восторженные, книжно-романтические, «дикие»., по его мнению, речи Александра Петр Иванович бросает краткое: «Закрой клапан», – в этом резком, ироническом восклицании отражается человек, приобщенный к «железному» техническому веку. Дядя опровергает романтическую акзальтацию Александра прежде всего потому, что она не соответствует практике эпохи. Характерен их спор об искусстве, во время которого Александр высказывает традиционно романтический взгляд на художественное творчество как наитие, а Петр Иванович утверждает правомерность отношения к нему как профессиональному ы оплачиваемому труду:
* «… кто лучше пишет, тому больше денег, кто хуже - не прогневайся «…» поняли, что поэт не небожитель, а человек «…» как другие «…» Как другие – что вы, дядюшка! «…» Поэт заклеймен особенною печатью: в нем таится присутствие высшей силы.
Как иногда в других - и в математике, и в часовщике и в вашем брате, заводчике. Ньютон, Гутенберг, Ватт так они были одарены высшей силой, как и Шекспир, Дант и прочие. Доведи-ка я каким-нибудь процессом нашу парголовскучо глину до того, чтобы из нее выходил фарфор лучше саксонского или евпропейского, так ты думаешь, что тут не было бы присутствия высшей силы? – Вы смешиваете искусство е ремеслом, дядюшка. - Боже сохрани! Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том и в другом, так же точно, как и не быть. Если нет его, так ремесленник так и называется ремесленник, а не творец, и поэт без творчества уж не поэт, а «сочинитель» (1, 56).
Примечательно, что спор между Адуевыми завязывается после реплики Петра Ивановича о том, что писатель человек «…» как другие».
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5