Эсхил "Орестея" - сочинение "Электра - характеристика литературного героя "
Страница: 1 [ 2 ] 3им быстрее и не желая затягивать дело речами. Никакого отпечатка на образы трагедии не накладывает и позорное будущее Ореста, которому суждено предательски убить у дельфийского алтаря благородного Неоптолема. Симпатии Софокла неликом и безраздельно на стороне Э. и ее брата; финальная сцена — их радостное торжество над поверженными врагами. А.-В.Шлегель отмечал «свежее дыхание жизни и юности», «небесную радость в таком ужасном предмете». Эта позиция иногда вызывала упреки в адрес драматурга: П.А.Катенин, например, считал, что «холодная жестокость детей, убивающих мать, отвратна». Безраздельная симпатия Софокла — его отличительная черта; ни покорность божественному миропорядку у Эсхила, ни безнадежно прозаическое, без малейшего проблеска торжества преступление у Еврипида не производят столь сильного впечатления. Э. Софокла оказала значительное воздействие на позднейшую литературу, гораздо более сильное, нежели образы Э. у Эсхила и Еврипида. Авл Геллий сообщает, что известный трагический актер Пол (IV»Шв. до Р.Х.), исполняя роль Э., взял из могилы недавно умершего сына урну с его прахом (ложное доказательство смерти Ореста, нужное для того, чтобы усыпить бдительность правителей Микен) и «наполнил все вокруг не притворными, актерскими, но настоящими рыданиями и стенанием». 3) Героиня трагедии Еврипида «Электра» (по-видимому, 413 г. до н.э.; эта дата не является единогласно признанной, и мнения исследователей колеблются от 412 до 413 г.). Образы главных героев у Еврипида совершенно иные, нежели у Софокла и тем более у Эсхила, — вплоть до полемики с предшественниками в некоторых деталях. Неожиданный сюжетный ход (остроумное решение Эгисфа, который, желая избавиться от опасности, грозящей от будущих детей Э., выдал ее замуж за нищего пахаря, уважающего, однако, царственное достоинство своей невольной жены и не желающего делить с ней ложе) позволяет совершенно изменить контекст и снизить образ героини. Она не меньше жалуется на нищету и лишения, чем на преступления матери и Эгисфа. Утратил свою героическую непоколебимость и Орест: он лишь с трудом подчиняется оракулу Аполлона, укоряя его в несправедливости, и убивает мать, прикрыв лицо плащом, поскольку не в силах видеть собственного преступления. В последней сце не Кастор и Полидевк рассказывают Оресту о его будущей судьбе (которая афинскому зрителю была известна из «Орестеи» Эсхила). Симпатии Еврипида не столь однозначны, как у Софокла: он изображает Клитемнестру не жестокой, беспощадной правительницей, но усталой женщиной, с трудом выносящей бремя мужеубийства (важная сюжетная деталь: она спасла дочь от Эгисфа, желающего расправы ради полной безопасности), и победа над ней морально разбивает Э. и Ореста. Эта трагедия никогда не относилась к числу наиболее популярных в театре Бврипида. А.-В.Шлегель считал ее самой слабой у поэта; П. Катенин придерживался того же мнения; оно было свойственно XIX»Шв., но в XX была оценена по достоинству психологическая тонкость образов и высокая мораль простых людей, выведенных в трагедии.
Страница: 1 [ 2 ] 3