Шиллер "Вильгельм Телль" - сочинение "Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Краткий сюжет"
Страница: 1 [ 2 ] 3дивидуум, но он призывает к вооруженной борьбе против национального порабощения.
Крестьяне трех кантонов поклялись дружно выступить против ландфогтов и их слуг. Винкельрид (из Унтервальде) посоветовал начать восстание на Рождество, когда легче будет пробраться в ландфогтские земли и захватить их. С этим согласились, в частности Штауффахер, который предупредил: “Терпите! Пусть растет вина тиранов, Но настанет день, и долг общий Мы с лихвой уплатим им сразу”. Он заканчивает словами, которые отмежевывают борцов от равнодушных людей. Все это является завязкой сюжета. В самом начале произведения крестьянин Баумгартен убежал из дома, так как убил, защищая честь семьи и свою собственную, наместника императора топором за то, что тот начал цепляться к его жене. В стычку со “своим” ландфогтом вступил и Мельхталь, который не покорился его слуге, поскольку тот “Хотел у нас волов замечательных пару забрать по приказу нашего ландфогта… Не мог тогда я сдержать себя и побил наглеца в гневе справедливом”.
Ненависть к австрийским поработителям, готовность к борьбе за волю усиливаются, когда Мельхталь слышит, что ландфогт выколол глаза его отцу. Свою психологию стихийного протеста Мельхталь аргументирует “естественно”: “и даже вол, послушный наш челядинец, обозленный, могущественным рогом бьет и врага под тучи подбрасывает”. Мельхталь вносит предложение принять закон: “Тот, кто посоветует Австрии подчиниться, Пусть будет прав лишен и почета…” И за этот закон проголосовали все, даже монастырские крестьяне (крепостные) с Унтервальдена, присутствующие здесь, решив, что и они “свой край готовы защищать”. Такова сила патриотизма трудового человека. Крестьяне из Унтервальдена готовы к бою, к взятию замков Розберга и Сарнера раньше, чем туда “прибудет с войском сам император».
В центре произведения – образ охотника Вильгельма Телля. Уже в первой сцене драмы он спасает от погони Баумгартена. Во время бури на озере Телль спасает другого, выполняя человеческую обязанность: “Я от ландфогта, может, вас спасу. От бури же другой пусть спасет нас”. Телль стремится не только к социальной, но и к духовной свободе. Бесшабашный герой мечтает о героизме, как о духовной ценности, а это требует смелых действий. Он говорит: “Как гибнет лодка, легче плыть одному”; “В ком сила есть, тот крепчайший сам”. Как видим, мужество Телля — это пример героизма индивидуального. Он говорит: “Помогать не умею я словами. А вот как настоящее дело закипит – позовите Телля, и пойдет он за вами”. Телль не кланялся австрийской шляпе Геслера, за что и был наказан удивительным приказом: стрелять в яблоко на голове собственного сына Вальтера, который, кстати, так верит отцу, что говорит:
*
“Ну, отец, докажи, что ты стрелец!
*
Не верит палач, нас хочет погубить,
*
На злость ему стреляй и попади”.
*
Эта сцена является одной из центральных в драме. У Телля некоторое время происходит внутренняя борьба. Он с волнением отвечает на приказ ландфогта:
* “Ужасную вещь вы загадали, господин…
* Это я должен с головы ребенка…
* Нет, пусть вас хранит Бог
* Такое от отца и в самом деле требовать.
Страница: 1 [ 2 ] 3