Шекспир "Гамлет" - сочинение "Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»"
Страница: 1 [ 2 ] 3только правду:
* О, довольно, Гамлет:
* Ты мне глаза направил прямо в душу,
* И в ней я вижу столько черных пятен,
* Что их ничем не вывести.
На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет — уйти в монастырь — продиктован отчаянием и разочарованием: «.. .будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы». Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат (на жаргоне шекспировского времени «женский монастырь» — это публичный дом), следующие слова Гамлета о «малевании» лица женщинами как бы подтверждают это.
Отец Офелии, Полоний, — доносчик и подстрекатель. Хотя должность, занимаемая им, не названа, по положению он главный министр короля. Слова Полония служат доказательством того, что он заботился отнюдь не о благе дочери, а о своем собственном. Он бесцеремонно вмешивается в личную жизнь девушки, решая за нее, кого позволено любить, а кого нет. Для Полония Гамлет, безумный или влюбленный, становится врагом, которого надо непременно обезвредить. Смерть Полония стала отражением всей его жизни: он был убит Гамлетом в то время, когда подслушивал его разговор.
Брат Офелии Лаэрт сначала представлен молодым человеком, просто желающим вволю насладиться жизнью. Но когда им овладевает жажда мести, он обнаруживает такую злобу и способность к коварству, что оказывается среди приспешников короля. Хотя, на мой взгляд, поступки Лаэрта не менее справедливы, чем поступки Гамлета. Гамлет убил отца Лаэрта, послужил причиной безумия и смерти его сестры Офелии. Вдобавок ко всему, в самый разгар похоронной церемонии принц оскорбил чувства скорбящего брата. Подобное поведение заслуживает осуждения, а поступки — должного отмщения. Отражением царящих в королевстве порядков являются образы Розенкранца и Гильденстерна. То, что собой представляют эти двое, не могло быть передано с помощью одного персонажа: тихие повадки, угодливость, увертливость, пресмыкательство, истовое криводушие, бездарность. По словам Гете, «они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца».
Если предыдущие персонажи в большей или меньшей степени являются источниками зла или порождением зла, то принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные. Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно.
Страница: 1 [ 2 ] 3