Шекспир "Виндзорские насмешницы" - сочинение "Фальстаф"
Страница: 1 [ 2 ]может быть нечист на руку, неискренен в словах и бесчестен в поступках. Его насмешка над моралью перерастает в аморализм. Ф., таким образом, вполне ренессансная фигура, с эпикуреизмом и вольномыслием, и в то же время в нем отчетливо видны черты кризиса ренессансной гармонии. Это развитие образа Ф. особенно ощутимо при сравнении его первого «явления» в «Генрихе IV» и второго — в «Виндзорских насмешницах»: он как будто постепенно «увядает» под пером своего создателя, краски блекнут, шутки повторяются, он становится неинтересен и скучен. Благодаря герою Шекспира выражение «фальстафовский дух» стало нарицательным для обозначения безудержной веселости, неиссякаемого оптимизма, бесконечной изобретательности, упоения жизнью, «ликования плоти». Среди зарубежных исполнителей роли следует отметить Т.Беттертона, Ф.Шредера, В.Дигельмана («Генрих IV» в постановке М.Рейнгардта, 1912, в роли принца Гарри — А.Моисси). В России Ф. был одной из любимых ролей М.С.Щепкина (в его бенефис 1838 г. впервые в России были поставлены в Малом театре «Виндзорские насмешницы» под названием «Виндзорские кумушки»); в 1840 г. переведенный для его бенефиса Н.Х.Кетчером, «Генрих IV» был запрещен цензурой. В 1866 г. там же роль Ф. исполнил И.В.Самарин, в 1890 — А.П.Ленский. В 1887 г. в Александрийском театре Ф. сыграл К.А.Варламов, в 1904 -В.Н.Давыдов. Из современных исполнителей этой роли выделяется Е.А.Лебедев («Генрих IV», БДТ, 1969). Первым воплощением образа Ф. на музыкальной сцене явилась опера А.Сальери (1799). За ней последовала комическая опера О.Николаи «Виндзорские насмешницы», премьера которой состоялась в Берлине в 1849 г., в России — в 1859, первым исполнителем партии Ф. стал О.А.Петров. В 1893 г. на либретто А.Бойто была написана опера Дж.Верди «Фальстаф». Кредо вердиевского Ф.: «Все в мире шутка!» И жизнь — тоже… Образ Ф. — преодоление горького осознания старости самим Верди, сроднившимся со своим созданием, как с живым человеком. Вот надпись на партитуре оперы: «Иди, иди, старый Джон, Иди своей дорогой, сколько жизнь тебе позволит. Все кончено. Забавный тип плута, Вечно живой, под разными масками, Повсюду и везде. Иди, иди, вперед, вперед!» Первым исполнителем партии Ф. на премьере оперы в театре «Ла Скала» был В.Морель.
Страница: 1 [ 2 ]