Цветаева "Петру" - сочинение "«Государь распровеликий» в восприятии поэтов"
Страница: 1 [ 2 ]енец. В стихотворении "Москве" Петр выступает как открытый внешний враг - в одном ряду с Самозванцем и Бонапартом:
Как Петр-Царь, презрев закон сыновий,
Позарился на голову твою -
Боярыней Морозовой на дровнях
Ты отвечала Русскому Царю.
Но все бесполезно. Старая Русь погибает. Ее главный символ сиротеет:
Что ты делаешь, голубка? - Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? - Далече.
Голубочки где твои? - Нет корму.
Кто унес его? - Да ворон черный.
Где кресты твои святые? - Сбиты.
Где сыны твои, Москва? - Убиты.
Интересное совпадение: в стихотворении возникает образ "черного ворона" - зловещей птицы, превратившейся в автомобиль ВЧК, которая была создана как раз в те дни, когда писались эти стихи (в декабре 1917 года). Для многих поколений "черные вороны" (или, иначе, "черные маруси") стали одним из самых мрачных символов эпохи. Вспомним "Реквием" Анны Ахматовой:
Звезды смерти стояли над нами,
И - безвинная - корчилась
Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами "черных марусь".
Так поэтический образ, созданный Цветаевой, превратился в суровую "прозу жизни".
Марина Цветаева, как и другие поэты той эпохи, не сумела внушить современникам, что пролитая кровь обязательно напомнит о себе в будущем. Десятилетиями миллионам россиян вдалбливалось, что во имя "светлого будущего" дозволено все. Сама поэтесса покончила с собой, раздавленная жестоким временем. И, лишь пройдя через все кошмары XX века, люди начали понимать простую истину: зло может породить только зло.
Страница: 1 [ 2 ]