"Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева"
Страница: [ 1 ] 2 3
Любовь с силою Архимедова рычага движет миром.
И. А. Гончаров
Этот “всемогущий рычаг” двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе “Обломов”. Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: “Нои сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни — природной и человеческой — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества...” Уж не любовь ли это? “Таинственная основа всякой жизни ” ?
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение”. Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза “и”: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения “поединок роковой”. Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой — противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения эвфонии? Здесь преобладают звуки “л”, “м”, “р”, “о”, “е”, “и”, которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок.
А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.
...О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?..
Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо — любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:
...Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..
И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию.
Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении “Близнецы”. Вспомните его последние строки:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы — Смерть и Сон — противопоставляются другим близнецам — Самоубийству и Любви. Вот он опять — “поединок роковой”!
Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение “Два единства”:
“Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...”
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней.
Страница: [ 1 ] 2 3