Толстой "Петр Первый" - сочинение "Исторический роман "Петр первый""
Страница: 1 [ 2 ] 3ыл Петр у Толстого прежде, теперь встал выдвинутый всем ходом исторического развития России крупнейший государственный деятель. Все мысли и воля его устремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военное могущество, чтобы она могла занять почетное место в ряду других великих государств и противостоять врагам.
С большой художественной силой воссоздал Толстой неукротимую энергию и размах государственной и военной деятельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реакционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство. В то же время Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Тяжкий гнет, царевы поборы, помещичья кабала заставляли крестьян бежать на Дон, Урал, в Сибирь, скрываться в лесах, таиться в скитах, а то и разбойничать на больших дорогах и этим выражать свой протест. В романе не развернуты широкие перспективы крестьянского движения, но бунтарский дух народа нашел свое выражение в таких представителях его, как Овдоким, участник мятежных походов Степана Разина, Цыган, Федька Умойся Грязью. И не зря они говорят: “Скоро ли гиль-то начнется? ...Время разинское вернется, ребятишки”.
В романе правдиво показан и творческий гений народа. На него опирался Петр как на главную силу в своих великих реформах. Из среды народа выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в работе и в бою.
Не отступая от исторической правды, А. Толстой отразил в романе и одно из глубочайших противоречий преобразовательной деятельности Петра — его увлечение внешними признаками европейской культуры. Вопреки духу всей своей политики освобождения русского государства от иностранной зависимости, он искусственно прививал корни того низкопоклонства перед заграницей, которое так глубоко вошло в сознание русских людей.
Многогранен и сложен образ Петра. В нем глубоко отражено главное — черты могучего русского характера, национального творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость народа.
В романе Толстой создал редкую по богатству и многообразию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты сподвижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефорта и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боярина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Богатырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробьевых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки-художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого.
Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе. С детства знал писатель “эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гадания, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут.
Страница: 1 [ 2 ] 3