Стендаль "Красное и черное" - сочинение "Смотрюсь в роман, как в зеркало, и вижу в нем судьбу твою и думаю о ней"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5на своих серых, тупых, безликих и бездумных однокурсников, грубых и бездуховных сельских парней.
Однако "черная полоса" Безансона как-то сама собой обрывается в судьбе молодого будущего священника. Впереди червленым золотом засверкал особняк маркиза де Ла-Моля. Вот он, Аустерлиц для ЖюльенаГА Матильда уж очень красива, но так же и очень холодна! Холодна, как глыба льда! Однако внутри этой "глыбы льда" спрятана страстная романтическая душа, втайне тоскующая (как и Жюльен), что слишком поздно она родилась (ей бы родиться раньше, где рыцари и турниры…). Да, Матильда - это не госпожа де Реналь, нежная и мягкая. Но и Жюльен уже не тот робкий юноша. Здесь рассчитан каждый шаг, каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок. Право же, трудно сомневаться в победе Жюльена. Браво, Сорель! Блестящая победа! Матильда влюблена: "И эта глыба льда у ног безродного"! Наконец-то судьба Жюльена стала алого, почти золотого цвета. Он достиг, чего хотел: он доказал этой чванливой светской посредственной элите, что он сумел, добился, победил!
Вот тут бы и закончить Стендалю свой роман! Жюльен Сорель благополучно бы доживал (вне романа уже) до спокойной старости в славе и богатстве. А что ж роман? А роман так же благополучно осел бы где-нибудь на архивных полках, будучи востребованным, возможно, только какими-нибудь кабинетными книжниками.
Но Стендаль не для того создавал образ Жюльена Сореля, вложив в него столько своей души и сердца, чтобы этот герой "благополучно" пылился в исторических хрониках XIX века.
Нет! Герой должен вызывать у читателя то состояние, которое находится в надвременном пространстве, - состояние катарсиса - очищения души через страдание. Поэтому самого благородного, умного и тщеславного, гордого и страстного, самого лучшего героя Стендаль отправляет на гильотину!
Это роковое письмо госпожи де Реналь! А дальше все идет, как в покадровой ускоренной съемке: дорога в Верьер… церковь… она молится… он стреляет. И все! Беспамятство… Жюльен в тюрьме. Сколько времени он здесь? И сколько ему еще быть? Да сколько б ни быть, впереди - только гильотина!
Не будь всего этого в романе, разве мог бы Жюльен Сорель
"просочиться" в XXI век? Вот послушайте, поет Дмитрий Маликов шлягерную современную песню "После бала":
Эти двое в темно-красном
Взялись за руки напрасно:
Чуть подуло - все прошло?
И все пропало?
Ведь это слова о Жюльене и Матильде! А может, это о Жюльене и госпоже де Реналь? Загадка.
Зато следующие слова в этой песне - как отгадка ко всему образу Жюльена:
Ну, а тот, совсем зеленый, лунным светом опаленный,
Не поймет: куда несет? Куда попал он?
Лишь у самой двери рая Он поймет, что умирает.
Как же можно? После бала?.. После бала…
К одной из последних глав романа Стендаль взял эпиграфом слова: "Господи, даруй мне посредственность!" Внезапно выброшенный с бала жизни, оказавшись в тюремном замке, Жюльен так хотел ничего не понимать и ни о чем не мыслить.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5